Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Рождество Богородицы (двусторонняя)

Реставрация: нет данных

Размер: 54,2 х 50

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Богоматерь, младенец, Иоаким, Анна

Уточняющая датировка: XVII в. Вторая половина

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Рождество Богородицы представлено в развернутом варианте. Краски прозрачные, светоносные и яркие. Преобладают красные, малиновые, оранжевые тона сопоставленные с зелеными, преимущественно теплых оттенков, а также желтые и светло-коричневые, на ос­нове охр. Фон в изображении сада — чистые белило. Предметы обстановки богато украшены растительным и геометрическим орнаментом по золотым и серебряным подложкам. Фасады зданий изображены очень де­тально. Моделировки на одеяниях и архитектуре мягкие, неконтрастные, не нарушающие целостности красочных пятен. Личное письмо исполнено по санкирю теплого оттенка плавным охрением; высветления не­сколько сероватые, несильно разбеленные. Смятен­ность, ласковость выражений ликов соответствует украшенности изображенного мира, цветущего подобно райскому саду.

На оборотной стороне две пары преподобных стоят вплотную к краям композиции, в трехчетвертных пово­ротах к центру с изображением Святой Троицы, пред­ставленной в небесах под видом трех ангелов. Идентификация изображенных святых затруднительна. Святая Троица изображена в столь же мажорной гамме, как в живописи лицевой стороны. Но преподобные написаны иначе — личное письмо более жесткое, с ох­рением желтоватого оттенка, высветленным более интенсивно, черты ликов прорисованы отчетливее, четм на лицевой стороне. Это делает образ более строгим. Нимбы охряные, с приплеском твореного серебра. Живопись обеих сторон иконы исполнена в одно и то же время. В композиции, рисунке, колорите ощутима преемственность от искусства начала XVII в. Но обилие малиновых тонов в изображении одеяний на лицевой стороне, широкое применение подкрашенных лаков, а также форма позема на оборотной стороне связы­вают ее со стилистикой второй половины столетия. Поля иконы украшены басменным узором из Вьющихся и закручивающихся в спирали трав на мелком сетчатом фоне. На верхнем поле лицевой стороны крепится прямоугольное клеймо с гравированной надписью: «РОЖ(Е)СТВО......... Б(ОГОРОДИ|ЦЫ" На округлых гладких венцах гравированы надписи: -АННА- на двойном венце: «АКИМЪ АННА-. *АНГ(Е |.ЛЬ Г|( и ПО)Д(Е)НЬ». На верхнем поле оборотной стороны дробница с гравированной надписью: -С(ВЯ) »ТАЯ ТРО­ИЦА». Над парными изображениями святых крепятся две узкие пластины с трудно читаемыми надписями.

 

 

Фрагменты

Библиография