Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Святые благоверные князья Борис и Глеб

Реставрация: нет данных

Размер: 32,6 х 28,2

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Борис, Глеб

Уточняющая датировка: XVII в. Последняя четверть

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Святые, в княжеских шапках, в длинных кафтанах и корзнах (шубах особого покроя) едут на конях. Сле­ва — князь Борис, справа — оборачивающийся к не- му оный князь Глеб, в деснице у каждого — скипетр. Кони вышагивают иноходью, их морды склонены вниз, хвосты подвязаны. Детально переданы богатая сбруя, похожая на употреблявшуюся в Москве вто­рой половины XVII в. для торжественных царских вы­ездов, и подковы с гвоздями. Холмистая земля с тра­диционными лещадками поросла многочисленными _зетами, похожими на тюльпаны. На горизонте спра­ва — город со светлыми высокими зданиями. В небе, покрытом причудливо клубящимися облаками, летит ангел. В левом верхнем углу — благословляющая дву­шерстно Десница Господня, с надписью: «1C ХС>>. На верхнем поле надпись XIX в., сделанная твореным зо­лотом: «С(ВЯ)ТЫИ КН(Я)ЗЬ БОРИСЬ, С(ВЯ)ТЫИ КН|Я)ЗЬ ГЛЪБЪ>.

Композиция и рисунок иконы, приемы передачи ус­ловного объема, а также ее коричневые, желтые и кэасные охры, киноварь и темноватая зелень, легко переходящие в сероватые тона, выдают влияние мас­теров Оружейной палаты.

Поля иконы украшены сканым серебряным ажурным оклсщом, положенным на позолоченный гладкий лист. Сдвоенная полоса крупного и мелкого растительного орнамента обрамлена двумя узкими поясками из зерни. Узкая кайма из повторяющихся сканых густых пе­тель на внутренней стороне окладе частично пере­крывает лузгу иконы.

 

 

Библиография