Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Положение Ризы Господней

Реставрация: нет данных

Размер: 33,2 х 29,1

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера, металл

Персоналии: Патриарх Филарет, царь Михаил Федорович, епископы

Уточняющая датировка: XVII в. Первая четверть

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

На иконе изображена торжественная служба, установленная в память принесения Ризы Господней из Персии в Москву и ее положения в Успенском соборе Московского Кремля 27 марта 1625 г. В дни празднования (27 марта и 10 июля) патриарх торжественно выносил на главе ковчег с Ризой и возлагал его на аналое в центре собора. Этот момент службы запечатлен на иконе. Под сенью Успенского храма по сторонам от престола представлены патриарх Филарет и царь Михаил Федорович, поклоняющиеся Господней реликвии; четыре епископа, клир Успенского собора,ближние бояре и народ. В глубине композиции видны шатры Царского и Патриаршего мест.

Сохранилось несколько икон этого сюжета, однако на них изображено священнодействие под золоче­ным шатром, установленным над Гробом Господним, изображения Царского и Патриаршего мест отсутст­вуют. В отличие от этих икон образ с Рогожского клад­бища является также реликварием и заключает в се­бе часть Ризы Господней, вмонтированную в доску иконы в том месте, где обыкновенно изображается открытый ковчег со священной реликвией.

Икона принадлежала архиепископу Московскому Антонию и была вложена им в Покровский храм 4 февраля 1877 г. В надписи на обороте иконы год, видимо, указан с ошибкой; должно быть: 1877. Во вкладной книге Рогожского кладбища это по­жертвование записано под 30 августа 1877 г. (крест-реликварий и две иконы-реликварии). Серебряный позолоченный оклад иконы, выполненный в XIX в ( современное местонахождение не установлено), был украшен растительным орнаментом и 17 дробницами с парными изображениями русских святи-егей великих князей, преподобных, юродивых и мучениц. На верхнем поле и в первых дробницах боковых по­лей были представлены первые московские митрополиты: Петр, Феогност, Алексий, Киприан, Фотий и  два патриарха — Иов и Гермоген. Образы великих князей — Димитрия Донского, Иоанна, Федора Иоан­новича, преподобных Даниила, Андроника. Саввы, юродивых и святых жен находились в дробницах боковых и нижнем полях. Появление на окладе брожений первых московских митрополитов и патриархов, как и преобладание образов московских свя­тых, могло быть связано с пожеланиями владельца иконы — старообрядческого архиепископа Москвы. Икона находится под слоями разновременных запи­сей, скрывающих авторскую живопись, что не позволяет установить ее точную датировку. Обращает на себя внимание характерная форма митр у предстстоящих возле престола святителей, типичная для памят­ников, связанных со старообрядческой традицией 

Происхождение

На обороте надпись:" Сия келейная икона архиепископа Антония Московского и Владимирского дана в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожское кладбище в лето 7386 (1878) месяца февраля в 4 день.

Библиография