Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрация XIX в.
Размер: 44,2 х 37
Автор: нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: преподобные Савватий и Зосима Соловецкие
Уточняющая датировка: XVII в
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Ростовое с клеймами
Клейма: 1. Прп. Савватий просит валаамского игумена отпустить его на Соловецкий остров; 2. Прп. Сав- ватий просит валаамскую братию отпустить его на Соловецкий остоов; 3. Беседа прп. Савватия с поморами о Соловецком острове. 4.Беседа прп.Савватия и Германа.5. Плавание прп.Савватия и Германа к Соловецкому острову; 6. Водружение креста и строительство келий; 7. Прпп. Савватий и Герман обрабатывают землю; 8. Приход людей на Соловецкий остров; 9. Разговор прпп. Савватия и Германа о пришельцах; 10. Изгнание жены рыбака с острова; 11. Отплытие прп. Германа с острова; 12. Беседа прп. Савватия с игуменом Нафанаилом; 13. Беседа прп. Савватия с новгородским купцом Иоанном; 14. Приход прпп. Зосимы и Германа на Соловецкий остров; 15. Искушение прп. Зосимы бесами; 16. Прп. Герман приводит на остров Марка рыбаря. Приход инока Феодосия; 17. Строительство Соловецкого монастыря; 18. Исцеление болящих в Соловецкой обители.
В среднике иконы изображен Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь на Белом море. Внутри моностырской ограды — белокаменные церкви Спаса Преображения (указанием на посвящение храма служит икона Исуса Христа и св. Николы Чудотворца ( на ее фасаде образ святителя Николы); рядом с ними здания колокольни и деревянных церквей. Среди построек монастыря в правой части композиции изображены трое святых основателей монастыря - прпп. Герман, Савватий и Зосима; слева - сцена моления Зосимы над мощами прп. Савватия. Необычно размещение клейм, читаемых не в строчном порядке, а по периметру средника. Иконографические схемы клейм близки между собой. Основное место в клеймах отведено иллюстрации разных моментов основания и строительства обители, что объясняется характером изображения в среднике. Икона выполнена в миниатюрной технике и отличается тщательностью исполнения. Надписи в клеймах правлены, порядок их следования в некоторых случаях нарушен. В интерьере храма икона помещена в одном киоте с образом "Троице-Сергиева обитель" и меет одинаковый с последней размер.