Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Святой мученик Христофор

Реставрация: нет данных

Размер: 44,9 х 37,6

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Христофор, святой мученик

Уточняющая датировка: XVIII в Конец

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Мученик Христофор представлен псоглавым, по пояс, в повороте влево. На левом плече тонкое красное копье, которое он придерживает левой рукой, правая рука поднята в двуперстии. Человеческие глаза смотрят на зрителя, коричневые волосы длинными локонами ниспадают на плечи. Доспех, застежка плаща и наконечник копья золотые, с черневым ри­сунком по тому же листовому золоту, которое покры­вает также нимб святого, фон и поля иконы. Личное письмо исполнено обычным санкирным приемом: на светло-коричневую подложку кладется более свет­лое красноватое охрение с последующими высвет­лениями. В результате передается смуглый цвет кожи. Мастеру удается придать звериной личине благост­ное умильно-доверчивое выражение. В моделировке тканей ощутима зависимость от стилистики барокко и рококо. На плаще рисунок и притенения складок коричнево-малиновые, завершающие высветления исполнены золотопробельным приемом. В верхней части средника надпись: <С(ВЯ)ТЫП MViHEHIIKi ХРИСТОФОР!».

Колорит иконы строится на сочетании малинового тона плаща с голубым тоном рубахи святого и с коричневым тоном личного. Плотное желтое золото служит их объединению и созданию условной глубины. Работа мастера цветом, приемы моделировки формы, а также цвет и ритм полосок, состовпяющих обрамление средника и всей иконы, характерны для иконописи Ветки конца XVIII в.

 

 

 

Происхождение

Ветка - городок в Гомельской области Белоруссии. Центр старообрядчества.

Библиография