Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Рождество Христово

Реставрация: нет данных

Размер: 36,1 х 26,7

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Богоматерь, младенец, волхвы

Уточняющая датировка: XIX в Первая треть

Век: 19

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

В орнаментальное обрамление вписаны две компози­ции. Вверху, в ячейке арочной формы — «Собор Бого­матери», в центре — Рождество Христово в простран­ном варианте. Проявив большую изобретательность в сочинении композиции, объединяющей многочислен­ные сюжеты, автор иконы все же допустил серьезные погрешности в иконографии. Эффектно изобразив пу­тешествие конных волхвов, он опустил иерархически более важную сцену их поклонения Богомладенцу. А в «Соборе Богоматери» он ни нимбами, ни надпися­ми не выделил из числа поющих монахов Иоанна Да- маскина и Козму Маюмского. В декоративной компо­зиции иконы для надписей вообще не нашлось места. Икона исполнена с безупречным мастерством и очень красива по колориту. Из-за сходства ее тон­кого миниатюрного письма с живописью XVII в. и владельцы иконы, и издатели альбома 1956 г. счита­ли ее произведением строгановских иконников вто­рой половины XVII в., но рисунок фигур, формы зда­ний и ландшафта выдают работу мастера XIX в. Произведение имеет точную аналогию — икону из Музея-заповедника «Коломенское», датируемую первой половиной XIX в.2 Архитектурное обрамле­ние этих икон повторяет обрамление из гравюры с изображением евангелиста Матфея в Евангелии московской печати 1650 г. (л. 15 об.), экземпляр ко­торого был вложен в Покровский храм И.Н. Царс­ким в 1830 г. (кат, 149). Это позволяет предположить, что обе иконы и роспись гравюр были исполнены если не одними и теми же мастерами, то художника­ми одной мастерской.

Широкие поля иконы украшены четырьмя полосами с тонко гравированным растительным орнаментом, выполненным в стиле русского узорочья второй по­ловины XVII в. На верхнем поле крепится дробница с гравированной надписью: «РОЖЕСТВО Г(ОСПО)ДА Б(О)ГА I СПАСА Н(А)ШЕ(ГО) 1(СУ)САХ(РИСТ)А». На гладкой полосе, проходящей по лузге иконы, грави­рована мелкая надпись: «СОБОРЪ ПРЕС(ВЯ)ТЫЯ ВЛАДЫЧИЦЫ Н(А)ШЕЯ Б(ОГОРОДИ)ЦЫ И ПРИС- НОД(Е)ВЫ МАРИИ».

 

 

Происхождение

Происходит из собрания Рахмановых. Дар А.К.Рахмановой в храмы Рогожского кладбища 12 апреля 1917 г.

Библиография