Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Троица Ветхозаветная

Реставрация: нет данных

Размер: 35,9 х 29,9

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Ангелы, Авраам, Сарра

Уточняющая датировка: XIX в Первая треть

Век: 19

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Троица

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Композиция состоит из трех регистров. В нижнем реги­стре — сцена Гостеприимства Авраама: три ангела восседают за накрытым столом, Авраам и Сарра под­носят угощение, слева — слуга закалывает тельца, справа — Сарра со слугой месят тесто. В среднем ре­гистре слева — Авраам встречает трех ангелов и ведет их к себе домой. Правее — ангелы в доме Авраама сидят на скамье, Авраам омывает ноги ангелу, сидяще­му слева. Посередине — дуб Мамврийский. Справа от него — Авраам и Сарра провожают Святую Троицу. Ангел, идущий последним, укозует вверх, на горящие Содом и Гоморру. В левом верхнем углу - Жертвоприношение Авраама. Последняя сцена вместе с изобра­жением горящих библейских городов составляет третий, завершающий регистр, в котором фигуры значительно мельче, чем в двух других регистрах.

Краски иконы разнообразны. Это красные, синие,зе­леные, коричневые и коричнево-желтые тона В моделировках они сильно разбеливаются, отчего цветовая гамма выглядит в целом очень высветленной. Мастер искусно избегает резких контрастов, делая плавными переходы от темного к светлому даже на самых мелких деталях. Стены дома Авраама и детали обста­новки сплошь орнаментированы. По лузге ковчега пущена полоса черневого орнамента нс золотой подложке. На верхнем поле коричневая надпись: "ШБРАЗ С(ВЯ |ТЫЯ ТРОИЦЫ"

 

 

Происхождение

Палех.

Библиография