Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Иконостас

Реставрация: нет данных

Размер: 53,7 х 44

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: святые

Уточняющая датировка: XIX в Середина

Век: 19

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

 В плоскость ковчега иконы вписано изображение иконостаса или даже храма, представленного очень условно - в разрезе, с видом на иконостас, над которым возвышаются барабаны и главы здания, показанные как бы с западного фасада. Иконостас о шести ярусах. В местном ряду справа от Царских врат находятся иконы:" Спас Смоленский" , «Св. Иоанн Предотеча Ангел Пустыни", «Богоматерь Всех скорбящих радость", слева: «богоматерь Неопалимая Купина», "Богоматерь с младенцем на престоле», «Покров Богоматери" На Царских  вратах изображены Благовещение и четыре евангелиста, на боковых дверях иконостаса - архидиаконы Стефан и Лаврентий. Над Царскими вратами помещена икона «Тайная вечеря», над боковыми дверьми - "Евхаристия" в двух видах. Под местными иконами - разноцветные подвесные пелены. По сторонам от Царских врат - пара резных витых колонн (или полуколонн), тянущихся до самого верха иконостаса и выцделяющих его осевую линию, с самыми значительными иконами каждого из верхних ярусов. В праздничном ряду тринадцать икон, с иконой "Воскресение. Сошествие во ад" в центре. В деисусном ряду - столько же икон, в центре - "Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предотечей и архангелами Михаилом и Гавриилом», по сторонам — иконы двенадцати апо­столов. В следующем ярусе — «Спас в силах» и двена­дцать икон пророков, выше — «Отечество» и столько же икон праотцев (ил. 106.2). Завершающий ярус со­ставляют пять икон полуциркульной формы (либо это изображение настенной живописи в люнетах восточ­ной стены): в центре — «Распятие», по сторонам от не­го — «Снятие со креста», «Положение во гроб и опла­кивание Христа», дальше, к краям композиции — «Поцелуй Иуды» и «Моление о чаше». Храм венчают семь луковичных главок на розово-красных бараба­нах. Пара главок по сторонам от центральной главы стоит на сводиках, в которые вписаны огненно-крас­ные херувим и серафим (как они названы в надписях). Иконостас, представленный на данной иконе, имеет следующие особенности. Праздничный ряд разме­щен не над деисусным чином, как в древности, а под ним, как было принято со второй половины XVII в. Икона «Спас в силах», обычно являвшаяся средни­ком Деисуса, находится в центре пророческого ряда. Очевидно, с точки зрения поздних иконописцев та­кое ее расположение было вполне оправданным, ведь на этой иконе Христос представлен в видении пророке Иезекииле. И наконец, первое лицо Святой Троицы в композиции "Отечество" в надписи названо "Господь Саваоф" 0 отличие от древности, когда Бога Отца можно было представить только в образе Исуса Христа Ветхого Деньми. Но в русской иконо­писи подобные надписания не были редкостью ухе с середины XVI в., а в XVII в. вошли в обычай. Таким образом, с точки зрения людей XIX в. как иконописцев, так и заказчиков, иконография и сюжетный состав иконостаса, изображенного в публикуемом произ­ведении, ни в чем не отступали от канона. Декора­тивное решение иконостаса на этой иконе и на всех подобных ей иконах XIX в. для того времени би­ло весьма архаичным — на них не изображается обильная позолоченная резьба в барочном, рокайльском или классицистическом стиле, которая в действительности служила обычным оформлением иконо­стасов, создававшихся вновь или подвергшимся переделкам в XVIII—XIX вв. Возможно, иконы данного типа в XIX в. создавались в расчете но любителей древностей, прежде всего из старообрядческой среды. На издаваемой иконе, как и на множестве ей подобных, представлен скорее традиционный тябловый иконостас с весьма умеренным резным декором  — с позолоченными накладкоми на тяблах и с уз­кими столбиками, тоже с позолотой, отделяющими иконы друг от друга в горизонтальных рядах. Однако изображенная на ней резьба при всей ее "простоте все-таки напоминает о декоре иконостасов середины — третьей четверти XIX в. в стиле так называемого второго рококо.

 

 

Происхождение

Палех.

Библиография