Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь Тихвинская с историей образа в 112 клеймах

Реставрация: нет данных

Размер: 23,1 х 16,3

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Богоматерь с младенцем

Уточняющая датировка: XIX в Конец

Век: 19

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное с клеймами

Иконографическая справка

Наиболее близкую аналогию Прото- евангельскому циклу обнаруживает икона 1667 г. мас­теров Федора Елизарьева и Гавриила Кондратьева (ГММК; 27 сцен). Аналогии отдельным сценам из цикла истории иконы Богоматери Лиддской-Римской находят­ся в составе росписи Смоленского собора Новоде­вичьего монастыря, на иконе 1667 г. (ГММК), на иконе «Сошествие во ад. Евангельские и житийные сюжеты. Сказание об иконе Богоматери Одигитрии Римской написанной после 1668 г., из храма Григория Нескес- сарийского на Большой Полянке в Москве (ПТ). Анало­гии к циклу сказания о Тихвинской иконе обнаружива­ются в клеймах на трех иконах Тихвинской Богомстери с циклом сказания: из Благовещенского соборе Мос­ковского Кремля, середины — второй половины XVI в. (ГММК); на иконе мастера Родиона Сергиева, 1678 г. из Тихвинского монастыря (НИАМЗ), на иконе из цер кви Смоленской Одигитрии в Калуге, 1679 г. ЦМ.--- и в миниатюрах лицевого Сказания об иконе Богоматери Тихвинской.

Икона уникальна множеством клейм и подробностью иллюстрированного в них повествования об истории и чудесах иконы Богоматери Лиддской, которая поз­же становится Римской, а по прибытии на Русь — Тих­винской. Палитра иконописца в клеймах включает белые и светлые розовые, красные, зеленые, желтые тона, которые сочетаются с темными синими, зелены­ми, коричневыми. Охрение личного сильно разбе­ленное. Одеяния часто покрыты орнаментом. Фоны и разгранки между клеймами золотые.

 

 

Происхождение

Москва

Фрагменты

Библиография