Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 43,3 х 36,9
Автор: нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Троица, преподобные
Уточняющая датировка: XIX в Конец
Век: 19
Страна: Россия
Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Иконография, категория: Сложные композиции
Тип изображения: Сюжетная композиция
Обитель прп.Сергия представлена как бы с высоты птичьего полета. Ее стены и башни, в действительности не имеющие регулярной планировки, вписаны в прямоугольник ковчежного углубления. Восточная стена и надвратная Сергиевская церковь изображены вверху. Внутри стен справа, то есть в южной части обители, стоят Троицкий собор с Никоновским приделом, Духовская церковь с примыкающей к ней деревянной звонницей, несколько левее центра иконы - Успенский собор и трапезная с церковью св.Михаила Малеина, внизу слева, то есть в северо-западной части монастыря, - больничная палата с Зосимосавватиевской церковью, тоже за его западной стеной - каменные келарская и казенная палаты. С востока и запада параллельно крепостным стенам тянутся двухэтажные здания келий. Среди многочисленных деревянных построек - царские хоромы, оружейная палата, житницы, амбары и клети, ледник и два погреба, другие оборонительные, жилые и хозяйственные сооружения.
На верхнем поле иконы посередине - изображение Святой Троицы. Иконы данной иконографии принято датировать серединой - второй половиной XVII в. Обитель представлена как священное пространство, как храм или иконостас, предназначенный для богослужения и совершения молитвы. Именно так с середины XVI в в иконописи изображался Соловецкий монастырь. Однако краски и фактура живописной поверхности, личное письмо и палеография надписей свидетельствуют о том, что икона была написана не ранее конца XIX в по образцу, созданному во второй половине XVII в.
Иконописные мастерские Троице-Сергиевой лавры