Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 11,3 х 10,7
Автор: нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Аввакум, Павел, Феодор, Епифаний, Лазарь
Уточняющая датировка: XIX в Конец
Век: 19
Страна: Россия
Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Ростовое и многофигурное
На иконе представлены выдающиеся деятели старообрядческой церкви. В центре, фронтально — протопоп Аввакум, который правой рукой, в жесте благословения, держит крест, а левой — развернутый свиток и книгу. По сторонам от него стоят диакон Феодор с кадилом в правой руке и ладаницей в левой и инок Епифаний, благословляющий правой рукой, с книгой в левой руке, покрытой мантией. По краям, на одном пространственном плане с протопопом Аввакумом, в более сильном повороте к нему — Павел епископ Коломенский и иерей Лазарь, оба с крестом в благословляющей деснице и книгой в левой руке. Вверху, в клубящихся серых облаках — полуфигура благословляющего Христа. Фон и нимбы — золотые. Небеса над Христом очерчены полукругом с цированными лучами. На полях — цированный орнамент. На одеяниях моделировка исполнена твореным золотом. Личное письмо с сильно выбеленным охрением и подрумянками.
На обороте иконы, в рамке арочной формы — надпись полууставом: «Даждьнамъ/ Б(о)же Отчей С(ы)неединородным / Ис(у)се Хр(и)стЬ и С(вя)тыи Д(у)ше, подвигомъ добрыми подвизатися и течение доко/нчати и вЕру соблюда- тн и вЕнецъ / от вседержительныя ти руки прияти. / И по многахъ мученияхъ / изгнании и заточении въ Пуегоозер- екомь / острогЕ и паки второе языки отрезаша / с(вя)щен- номученику Лазарю и Епифанию отцу / и с(вя)щеннодияко- ну Феодору страдатьцу и / исповеднику и руки имъ отсекли: Лазарю / по завой. Епифанию и Феодору персты отсекоша. / И паки глаголатн и слово Б(о)жие нсповЕдшш. / И о истинней rtpt православной многь на/родъ божесгвеннымъ пнсаннемъ утвердила и / проповЕдаша. Нечестивыхъ же и отступниковъ / и еретиковъ в конецъ обличите. Последи же то огиемъ Аввакумомъ протопопомъ посгра/даша от не- честнвыхъ еретиковь никоннянъ, / огню предали быша. И тако скончашася о ХрпстЕ / И (су )се Г (оспо) дЕ нашемъ, ему же слава во вгЬкц. Аминь*
Происходит из семьи егорьевских купцов-старооб- рядцев Кулаковых, затем — в собрании егорьевского коллекционера Г.Г. Юдина. В марте 1971 г. передана собирателем в Покровский собор