Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь Молдавская

Реставрация: нет данных

Размер: 31,4 х 26,7

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Богоматерь с младенцем, Иосиф, Ангел

Уточняющая датировка: XIX в Конец

Век: 19

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Иконография в точности следует чудотворному обра­зу, который до 1917 г. находился в Спасо-Николаев­ском Молдовском монастыре (г. Николаев). Полное ее название — «Богоматерь Процветшая Сучовскоя Молдавская» (память 13 марта). В центре иконы» — Богоматерь в поясном изображении, с младенцем Христом, который представлен почти нагим - в одной лишь набедренной повязке. Правая рука Марии по­коится на небесной сфере, по которой движутся солнце и луна, левой рукой, на которой сидит Младе­нец, она держит скипетр. Правая рука Христа — в же­сте прорицания, в левой руке — жезл с крестом в на- вершии, которым он поражает змея, обвившего череп Адама, изображенный внизу справа. Череп лежит на краю пещеры в горе; очевидно, это гора Голгофа. За стеной справа — ангел с чашей, слева — Иосиф, скрестивший руки и склонивший голову к Марии с Младенцем. Написанное золотом на верхнем поле название иконы: " WБРАЗ ПР(Е)С(ВЯ)ТЫЯ Б(ОГОРОД(И)ЦЫ ПРОЦВЕТШАЯ. ИЖЕ ВОГ ПО)ДЬ СЫНА СВОЕГО ИЗЪ ЕГИПТА И ВОЗВРАТИСЯ ИОСИОЪ», указывает на символические прообразования спасительной миссии Христа, которую ему предстояло осуществить по возвращении святого семейства из Египта.
Неяркая цветовая гамма иконы строится на сочетаниях коричневых, красных, зеленых тонов; поля коричневато-зеленые. Личное письмо характерно для живописи конца XIX в, подражающей стилю конца XVI-первой половины XVIIв.

Происхождение

Гуслицы

Библиография