Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Положение во гроб

Реставрация: нет данных

Размер: 111,2 х 91,2

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Христос, Богоматерь

Уточняющая датировка: XX в Первая Четверть

Век: 20

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

При написании иконы использована схема компози­ции широко известных икон «Положение во гроб» из праздничных рядов иконостаса Благовещенского со­бора Московского Кремля начала XV в. и Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря 1425—1427 гг. Отличие состоит лишь в том, что на ней не изображе­на пелена, которая на названных иконах XV в. лежит перед гробом.  В публикуемом произведении крест восьмиконечный, как на первой из сравниваемых икон, а не шестиконечный, как на второй из них. Зато наблюдается целый ряд отличий в цветовом решении, особенно в окраске стены Иерусалима. Все это наво­дит на мысль о том, что, во-первых, ее автор мог поль­зоваться прорисями названных памятников XV в. или им подобных, на которых цвет не был указан, и, во- вторых, что публикуемая икона была написана тогда, когда они уже приобрели известность, то есть в нача­ле 1920-х гг. Впрочем, в руках иконописцев и любите­лей стари-ь прориси многих древнерусских памятников имелись задолго до начало их научного изучения. Стиль живописи как на врезке, так и за его пределами один и тот же - это стиль тех работавших в конце XIX — начале XX в. иконописцев, которые пытались не копировать древние памятники, а на их основе создавать собственные произведения. Красмочный слой за пределами врезка лишь несколько темнее, чем на врезке, но исполнен теми же красками и  имеет такую же фактуру и такое состояние сохранности, что и живопись на врезке. По-видимому, произведение создавалось с целью ввести в заблуждение покупателя, желавшего приобрести древнюю икону. Оно представляет интерес как характеризующее культурно-историческую ситуацию в России начала XX в.

 

 

Библиография