Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Троица Ветхозаветная, великомученицы Вера, Надежда, Любовь и София,избранные святые (часть складня)

Реставрация: Реставрировалась в 1962—1964 годах в ГЦХРМ имени академика И.Э. Грабаря А.И. Гоголевой

Размер: 24,3 х 9,6

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Ангелы, великомученицы Вера, Надежда, Любовь и София, преп. Иоанн, мученик Димитрий и мученица Мария (?)

Уточняющая датировка: 17 в. Первая половина

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Сюжеты в клеймах

Иконографическая справка

В верхнем ярусе иконы изображена Троица Ветхозаветная. Интересная особенность этого образа — дугообразная столешница стола, за которым трапезуют Ангелы.

В центре складня изображены мученицы Вера, На­дежда, Любовь и София. Житие св. Софии с дочерьми существовало уже в VIII веке. Согласно ему, свв. Вера, Надежда и Любовь в отроческом возрасте приняли мучения и были казнены императором Адрианом за исповедание христианства (около 120 года). Их мать св. София, вдова-римлянка, устроила дочерям торжественное погребение и на третий день сконча­лась на их могиле. Мощи святых почивали в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве на острове Эшо, после французской революции они исчезли. Две частицы мощей были привезены в Эшо епископом Шарлем Рушем в 1938 году из Рима. Память святых мучениц чтится 17/30 сентября.

Традиционно святая София изображалась позади до­черей, укрывающей их широкими полами своего по­крывала, так что вместе они воспринимаются моно­литно, объединенные верой, надеждой и любовью ко Христу и олицетворяющие собой эти добродетели.

В нижнем ярусе иконы изображены святые: преп. Иоанн, мученик Димитрий и мученица Мария (? — часть букв имени утрачена).

Стилистическая справка

Колористически икона мастерски срежессирована благодаря вспышкам киновари облачений в среде оливково-землистых тонов. Икона являлась частью складня. В народной среде издавна была популярна многорядная композиция, позволявшая совмещать на одной иконе несколько наиболее почитаемых сюже­тов. Вероятно, образы святых носили по отношению к заказчикам иконы патрональный смысл.

Стилистическую аналогию по письму фигур на створ­ках рыбинского складня составляет икона «Святой Симеон Столпник с избранными святыми» первой половины XVII века из частного собрания.

Происхождение

Происхождение не установлено

Фрагменты

Библиография