Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Власий Севастийский

Реставрация: Реставрировалась в 2008 году в РГИАХМЗ Е. А. Расторгуевой

Размер: 18,4 х 14,7

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Священномученик Власий Севастийский

Уточняющая датировка: 18 в. Конец

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Священномученик Власий, издревле почитаемый как в греческой, так и в западной Церкви, согласно его житию, был избран епископом города Севастии в Каппадокии. Во время гонений Диоклетиана святой утешал страждущих, посещал темницы. В царствование Ликиния он скрывался в пещере, подвизаясь в посте, безмолвии и молитве. Туда приходили дикие звери, усмирявшиеся по его благословению. За отказ принести языческую жертву после мучений и чуда с выходом из озера «яко посуху», святой был обезглавлен (ок. 316). Еще при жизни он прославился чудесами исцелений, в том числе отрока, подавившегося костью, и животных («зверей пустынных»). Память — 11/24 февраля.

Культ его был особо распространен на Русском Севере. В Новгороде в соответствии с византийской традицией он почитался как избавитель стад от напастей. Около 1200 года архиепископ Новгородский Антоний привез из Константинополя частицу его мощей. Почитание свщмуч. Власия носит также поминальный характер.

Свщмуч. Власий достаточно редко изображается единолично, чаще вместе с другими святыми покровителями скотовод­ства — св. Модестом, св. Георгием, свв. Флором и Лавром. На иконе саккос святого изукрашен розанами рукой местного мастера-провинциала, и эта запоздалая дань моде барокко служит буквальной иллюстрацией церковного славословия: «Божественное прозябение, цвет неувядаемый, лозы Христовы розго многострадальная, богоносе Власе...» (кондак, глас 2).

Происхождение

Происхождение не установлено. Поступила в музей в 1927 году.

Фрагменты

Библиография