Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Царские врата

Размер: 253 x 71 одна створка

Материал: Дерево, темпера (икона), резьба, золочение (рама)

Персоналии: Богородица, архангел Гавриил, евангелисты Иоанн, Лука, Матфей, Марк

Уточняющая датировка: 18 в. Последняя четверть

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

Царские врата, расположенные в центре иконостаса, — главные двери в алтарь — особое пространство, символизирующее рай, потерянный из-за грехопадения прародителей. Поэтому в Древней Руси их называли Райскими или Святыми. Посколь­ку вход в Царство Божие вновь открыт через Благую весть и Боговоплощение, символика Царских врат целиком связана с благовествованием. Через Благовещение архангела Гавриила Деве Марии «Слово стало плотик». Это начало истории спасения человеческого рода, изображенное в иконе Благовещения, традиционно помещается в центре Врат. Во время совершения Божественной литургии Чаша с Причастием выносится через центральные врата иконостаса. По святоотече­ским толкованиям, в Святых Дарах сам Христос — «Царь царствующих и Господь господствующих», Царь славы — проходит через них. Отсюда происходит основное название врат — «Царские». «Я дверь овцам» (Ин. 10: 7), — говорит Христос в Евангелии. Врата являются и символом Богородицы из ветхозаветного пророчества Иезекииля об обращенных на восток «дверях заключенных» (Иез. 44:2), которыми входит Господь. В богородичных песнопениях Богоматерь именуется «Дверью спасения», «Райских дверей отверзением» и т. д. Сцену Благовещения на вратах окружают изображения Евангелистов — че­тырех апостолов, через Евангелие рас­пространивших Благую Весть о спасении всему миру. Само слово «Евангелие» (по-гречески — «благая весть») соименно Бла­говещению. Поэтому тема Благовещения часто звучит на Царских вратах дважды. Эта традиция известна на Руси с середины XIV века, но не встречается в византийском искусстве.

На левой створке в центральном клейме изображен архангел Гавриил, легко ступающий навстречу Бо­городице. Правая рука его протянута в жесте благовестия, в левой он держит белые лилии — символ непорочности Де­вы Марии, чистоты духовных помыслов и благочестия. Поза архангела восходит к античным изображениям вестника и оратора.

В верхнем и нижнем клеймах представлены поколенно св. Иоанн Богослов и св. Лука (внизу) за написанием Евангелий — пе­ро в руке каждого занесено над книгой с началом текста Евангелия от Иоанна и от Луки (Ин. 1: 1-5; и Лк. 1: 1-4 ) соответственно. У апостола Иоанна, при­крывающего рукой уста в жесте благого молчания, за аналоем виден орел — символ духовной высоты богословского учения этого апостола и орлиной зоркостью его пророчеств о конечных судьбах Вселенной. Рядом с апостолом Лукой изображен его символ — телец (жертвенное животное), так как тема искупительной Жертвы Хри­ста и жертвенности служения Его Пред­течи особо акцентирована в писании этого Евангелиста.

На правой створке в центральном клейме изображена Дева Мария, сидящая на золотом троне с причудливо изогнутыми ножками. Движения Ее рук — кисть одной прижата к груди, другая раскрыта ладонью к вестнику — выражают смущение-вопрос — «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1: 34). На аналое перед Ней Библия раскрыта на словах пророчества Исайи: «Се Дева во чреве примет и родит Сына...» (Ис. 7: 14), служащего вместе с ангельским гласом ответом Ей. Про­странство выглядит затесненным и плотно закрытым стеной с золотыми окнами, что можно считать знаком надежной стены девственности Пречистой Девы. В песнопениях Благовещения Богоматерь прославляется как «одушевленный Храм», где обитает Господь. Высоко вверху — парящий белый голубь (Св. Дух).

В верхнем и нижнем клеймах изображены поколенно св. Матфей и св. Марк (внизу) за написанием Евангелий, раскрытых на первых главах их благовествований (Мф. 1:1—3; Мк. 1:1 —4). Апостол Матфей с символом — ангелом — поскольку в Еван­гелии от Матфея акцентирована человеческая сторона личности Христа, в том числе в Его родословной. Один из четырех херувимов в пророчестве Иезекииля (Иез. 1: 5-10) и в Апокалипсисе (Откр. 4: 7), имевший облик человека, по толкова­ниям святых отцов, известным с раннехристианского времени, был трактован как близкое человеку существо — ангел — символ Матфея. Апостол Марк изображен со львом, символизирующим царственное достоинство Христа, выраженное этим Евангелистом.

Стилистическая справка

Клейма Врат имеют форму раскрытых раковин, характерную для стиля рококо. Такие рокайльные мотивы проникают в русское искусство в середине XVIII столетия. Корона, вознесенная над створками, появляется в конце XVII века в «бе­лорусской рези» как символ власти Царя Небесного (заимствована из европейского барокко). Она соответствует форме русской императорской короны, по преданию, начертанной самим Петром I, в Европе она известна со времен династии Габсбургов.

Живопись клейм относится к 1770-1780-м годам. В этот период в провинциальном церковном искусстве распространяются подобные интерьеры с полукруглыми римскими арками, четырехгранными колоннами, скупо декорированными и при­дающими некоторую лапидарность и суровость образу, скрашенную по-барочному взлетающими краями облачений и занавесей с обильными цветочными узорами. Традиционность письма, мажорный колорит с изысканными розовыми, голубыми, нежно-оливковыми тонами, светлота и характер письма ликов сближают живопись врат с произведениями мастеров из Романова.

Происхождение

Происхождение неизвестно. Сведений о поступлении в музей нет.

Фрагменты

Библиография