Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Одигитрия

Реставрация: Реставрирована А.М.Маловой в 1965 году в Государственном Эрмитаже. С тыльной стороны иконы под верхней шпонкой едва заметная чернильная надпись скорописью в две строки: ОкрАЗ АРАНГНЛ$КАГО попа ГЕЛИЙ Алексиев*" с(ы)нд Полежаева л ... подписан в л'Ьта [7107]го на ост ... сила (Максима?, Герасима?) иконописца дружины

Размер: 88,0 x 75,5 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь

Уточняющая датировка: 16 в. 1599 г.

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

На иконе представлен иконографический тип так называемой "Смоленской Одигитрии". Слева и справа от головы Богоматери следы надписи и остатки последней киноварной буквы от несохранившейся надписи, читавшейся как "Одигитрия". На полях в верхней половине иконы слева и справа изображены Архангел Михаил с мечом в руке и три неизвестных святителя, один из них с книгой в руках. Фигурки святых в рост на полях, часто соименных членам семьи заказчика, характерны для икон конца XVI - начала XVII века. Особенность эрмитажной иконы - фигурки вынесены в верхнюю часть полей, сближены по две, мелки в сравнении с основным изображением. Судя по надписи на иконе, до каменной церкви Михаила Архангела 1754 года на этом месте стояла другая "архангельская" церковь, для которой и предназначалась икона. Центром округи был Любимский посад, связанный при Иване Грозном с Москвой, а в начале XVII века упоминавшийся уже как костромской "пригородок", затем надолго приписанный к Костроме. Не исключено, что один из иконописцев артели мастеров ("дружины"), выполнявший икону, мог быть связан с мастерскими Костромы.

Стилистическая справка

Стилистически икона близка памятникам времени, обозначенного в надписи. Особенно характерны хрупкие, тщательно выполненные фигурки на полях. Типичен лдя конца XVI века также способ наложения золота. Традиционная торжественность, строгость фигуры Богоматери сочетаются здесь с архаической тяжеловесностью, грузностью пропорций Младенца, что вместе с обилием золота на фонах и одеждах свидетельствует о живописной школе близлежащего Поволжья.

Происхождение

Церковь Архангела Михаила села Михайловского Любимского района Ярославской области

Библиография