Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Знамение

Реставрация: Реставрировалась в 1994 году в ЯХМ Т. Л. Шабановой

Размер: 37,8 х 30,6

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Младенец-Христос, Богородица

Уточняющая датировка: 18 в. Середина

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Иконографический тип, представляющий Богоматерь с молитвенно поднятыми руками и полуфигурой Христа Эммануила в круглом медальоне (или «славе») на груди, возник в Византии в середине XI века. Главным содержанием этого образа, очевидно, является наглядная иллюстрация догмата Воплощения, показ единства божественной и человеческой природы во Христе. Сам тип изображения Младенца в круглом медальоне-славе восходит, вероятно, к античному обычаю помещать портреты героев на щитах. Поэтому эта иконография связана также с идеей защиты и покровительства, которое Богоматерь оказывает уповающим на Ее чудесную помощь.

Самой ранней сохранившейся иконой этого типа является чудотворная новгородская икона «Богоматерь Знамение» (вто­рая четверть XII в.) из церкви Спаса на Ильине улице, ныне находящаяся в новгородском Софийском соборе. Эта икона прославилась в 1169 (или 1170) году во время осады Новгорода суздальской ратью, когда благодаря заступничеству Богома­тери, новгородцы одержали победу. Празднование иконе было установлено на день Иакова Перского — 27 ноября, хотя чудесное событие произошло 25 января. Образ Богоматери Знамение новгородского извода (с четырьмя приписными святыми на полях) почитался не только в Новгороде: список с новгородской иконы был семейной святыней бояр Романовых. При царе Михаиле Феодоровиче и патриархе Филарете было установлено дополнительное празднование иконе 21 августа/ 3 сентября.

Икона из собрания Рыбинского музея несет явственный отпечаток стиля барокко. Фигура Девы Марии написана широко, свободной кистью, испод мафория богато декорирован сочными серебряными листьями, напоминающими морозные узоры. Лики и руки исполнены с почти скульптурной объемностью, телесно и полнокровно. В строгом по своей симметрии и ясности очертаний образе чувствуется стремление к внешнему великолепию. Ближайшей стилистической аналогией рыбинской иконе может служить средник образа Богоматери Знамение первой половины XVIII века из собрания музея «Коломенское». Уникальная особенность публикуемой иконы — рокайльные картуши с маленькими фигурами коленопреклоненных святых: Иоанна Воина, Косьмы и Алексия митрополита (слева); Никиты Воина, великомученицы Параскевы и Иоан­на (?) (справа).

Происхождение

Происходит из церкви Молчанской Богоматери Югской Дорофеевой пустыни Рыбинского уезда. Поступила в музей в 1925 году.

Фрагменты

Библиография