Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Благовещение, с акафистом

Реставрация: Расткрыта в 1925 году Е.И.Брягиным, повторное раскрытие - в 1930-е годы в ГТГ и в 1947-1948 годах Г.А.Фроловым в ГИМ

Размер: 144,8 х 103,5

Автор:

Материал: дерево, темпера

Персоналии: Богоматерь, Архангел Гавриил

Уточняющая датировка: XVII в Середина

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция с клеймами

Иконографическая справка

Основа состоит из трех липо­вых досок, скрепленных двумя врезными встречными шпонками. Ковчег неглубокий, лузга крутая. На рентгенограмме централь­ной части иконы видна паволока из среднезернистого полотна пря­мого плетения. Левкас. Многочис­ленные мелкие вставки левкаса на полях и на фигурах в клейме 8, небольшой ожог в клейме и. Незна­чительные потертости золота и красочного слоя. Реставраци­онные тонировки. Надпись в кар­туше имеет потертости и утраты, особенно в нижней части.

Сохранившаяся авторская надпись сообщает, что образ Благо­вещения был исполнен специально для церкви Троицы в Никитни­ках, однако не называет заказчика иконы. Определить его достаточно сложно, поскольку в 1659 году храмо­здателей уже не было в живых, а цер­ковь отписали в казну. Предположе­ние о том, что икона была вложена самим Ушаковым как прихожани­ном Троицкого храма (Филимонов 1883. С. ю; Словаръ 2009. С. 685), вызы­вает серьезные сомнения, поскольку речь идет о работе не одного, а трех мастеров—лучших царских изо­графов, которых мог собрать вместе лишь достаточно богатый заказ­чик®. Синодик церкви содержит много имен состоятельных при­хожан храма, среди которых упо­мянут государев гость и дьяк Иван Богданов ЕЦепоткин'4 . В духовной грамоте он просил похоронить себя в фамильном склепе Никитннковых, что свидетельствовало об особом статусе,сопоставимом со статусом храмоздателя. Его служба дья­ком в Приказе печатного дела, где он отвечал за снабжение, а также за хранение и реализацию печат­ной продукции, совпала с периодом расцвета книжной справы, кото­рой руководил патриарх Никон (Московские кирилловские издания 2003. С. 27,34,41; Московский печат­ный двор 2011. С. 285,296,299). Дьяк Иван Щепоткин был тесно связан с кругом патриарших сверщиков*6) и вхож непосредственно в покои патриарха, выполнял его личные просьбы*7). Очевидно, что в доме Щепоткина, находившемся в при­ходе церкви Троицы, регулярно бывали и общались представители московской элиты, в том числе госу­даревы иконописцы, которым он мог заказать икону Благовещения.

Композиция средника отно­сится к распространенному в XVII веке варианту иконографии, в котором Богоматерь изобража­ется встающей навстречу ангель­скому приветствию (ср. кат. 61,75)(8)- Вверху представлен восседающий на херувимах Бог Отец в облачном полукруге, от которого исходит луч с изображением Духа Свя­того в виде голубя. У трона Бого­матери низкий аналой, на кото­рый положена раскрытая книга с надписью: «Видящи стая себе в чистоте рече гавришу дерзостне преславное твоего гласа неудобе» (Акафист Богоматери, кондак 2).

Состав клейм: 1.Осада Константино­поля, Благовещение,Упреки Иосифа, Благове­стив Иосифу, Поклонение Свя­тому Духу,Путешествие волхвов,Возвращение волхвов,Сретение,Поклонение Христу Эмма­нуилу,Поклонение Христу Вседер­жителю,Шествие на Голгофу,Поклонение Христу Все­держителю в храме,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происхождение

Происходит из местного ряда главного иконостаса церкви Троицы в Никитинках в Москве. С 1930 по 1938 год находилась в ГТГ, в 1939-м поступила в музей "Церковь Троицы в Никитинках", с 2010 года хранится в ГИМ

Фрагменты

Библиография