Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Расткрыта в 1925 году Е.И.Брягиным, повторное раскрытие - в 1930-е годы в ГТГ и в 1947-1948 годах Г.А.Фроловым в ГИМ
Размер: 144,8 х 103,5
Автор: Яков Рудаков Казанец, Гаврила Кондратьев, Симон Ушаков
Материал: дерево, темпера
Персоналии: Богоматерь, Архангел Гавриил
Уточняющая датировка: XVII в Середина
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Праздники
Тип изображения: Сюжетная композиция с клеймами
Основа состоит из трех липовых досок, скрепленных двумя врезными встречными шпонками. Ковчег неглубокий, лузга крутая. На рентгенограмме центральной части иконы видна паволока из среднезернистого полотна прямого плетения. Левкас. Многочисленные мелкие вставки левкаса на полях и на фигурах в клейме 8, небольшой ожог в клейме и. Незначительные потертости золота и красочного слоя. Реставрационные тонировки. Надпись в картуше имеет потертости и утраты, особенно в нижней части.
Сохранившаяся авторская надпись сообщает, что образ Благовещения был исполнен специально для церкви Троицы в Никитниках, однако не называет заказчика иконы. Определить его достаточно сложно, поскольку в 1659 году храмоздателей уже не было в живых, а церковь отписали в казну. Предположение о том, что икона была вложена самим Ушаковым как прихожанином Троицкого храма (Филимонов 1883. С. ю; Словаръ 2009. С. 685), вызывает серьезные сомнения, поскольку речь идет о работе не одного, а трех мастеров—лучших царских изографов, которых мог собрать вместе лишь достаточно богатый заказчик®. Синодик церкви содержит много имен состоятельных прихожан храма, среди которых упомянут государев гость и дьяк Иван Богданов ЕЦепоткин'4 . В духовной грамоте он просил похоронить себя в фамильном склепе Никитннковых, что свидетельствовало об особом статусе,сопоставимом со статусом храмоздателя. Его служба дьяком в Приказе печатного дела, где он отвечал за снабжение, а также за хранение и реализацию печатной продукции, совпала с периодом расцвета книжной справы, которой руководил патриарх Никон (Московские кирилловские издания 2003. С. 27,34,41; Московский печатный двор 2011. С. 285,296,299). Дьяк Иван Щепоткин был тесно связан с кругом патриарших сверщиков*6) и вхож непосредственно в покои патриарха, выполнял его личные просьбы*7). Очевидно, что в доме Щепоткина, находившемся в приходе церкви Троицы, регулярно бывали и общались представители московской элиты, в том числе государевы иконописцы, которым он мог заказать икону Благовещения.
Композиция средника относится к распространенному в XVII веке варианту иконографии, в котором Богоматерь изображается встающей навстречу ангельскому приветствию (ср. кат. 61,75)(8)- Вверху представлен восседающий на херувимах Бог Отец в облачном полукруге, от которого исходит луч с изображением Духа Святого в виде голубя. У трона Богоматери низкий аналой, на который положена раскрытая книга с надписью: «Видящи стая себе в чистоте рече гавришу дерзостне преславное твоего гласа неудобе» (Акафист Богоматери, кондак 2).
Состав клейм: 1.Осада Константинополя, Благовещение,Упреки Иосифа, Благовестив Иосифу, Поклонение Святому Духу,Путешествие волхвов,Возвращение волхвов,Сретение,Поклонение Христу Эммануилу,Поклонение Христу Вседержителю,Шествие на Голгофу,Поклонение Христу Вседержителю в храме,
Происходит из местного ряда главного иконостаса церкви Троицы в Никитинках в Москве. С 1930 по 1938 год находилась в ГТГ, в 1939-м поступила в музей "Церковь Троицы в Никитинках", с 2010 года хранится в ГИМ