Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Иоанн Богослов в молчании

Реставрация: Раскрыта в 1948-м(?) Н.А.Барановым, в 2002-2003 годах реставрирована О.Б.Куцель с СПГИХМЗ

Размер: 33 х 28

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Иоанн Богослов, Ангел

Уточняющая датировка: XVII в Вторая Половина

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Впервые упомянута в Переписной книге Троице-Сергиева монастыря 1701 года при описании Троицкого собора: «Над горним местом в киоте три образа. Образ Спасов Нерукотворенный, образ Пре­чистые Богородицы, образ Иоанна Богослова оклад венцы и цаты и опле­чье серебреные резные поля гладкие золочены киот обит образцами оло­вянными золочен вклад келаря старца Леонтия Дернова у того ж киота две репиды серебреные на них по пяти яблок позолочены»). В последующих описях XVIII-XIX веков описание иконы практически не меняется: «Образ Иоанна Богослова оклад поля серебреные гладкие золочены оплечьи и венцы и цата и у орла цата ж резные золочены на полях две подписи на серебре»). К 1789 году икона была вынута из киота и хра­нилась в ризнице. В 1833-м по распо­ряжению митрополита Московского Филарета (Дроздова), священно- архимандрита Троице-Сергиевой лавры, на столпах Троицкого собора были сделаны специальные киоты, в которые поместили иконы из ризницы. В их числе был и образ Иоанна Богослова, который с 1834 года находился «во фронтоне над пра­вым клиросом»). В начале XX века образ вновь оказался в ризнице. 

Иоанн Богослов на публи­куемой иконе изображен повер­нутым вправо, с поднесенными ко рту тремя пальцами правой руки в знак безмолвия. Левую руку он положил на книгу, раскрытую на тексте: «В НАЧАЛЪ БЪ // СЛОВО, И СЛОВО // БЪ К БГХ, И БГЬ // БЪ СЛОВО СЕ БЪ // ИСКОНИ К БГХ // ВСА ТЪМЪ БЫ//ША И БЕ(3) //НЕГО НИЧТО ЖЕ // БЫСТЬ ЕЖЕ БЫ//СТБ В ТОМЪ ЖИ//ВОТЪ Б[Е И] ЖИ//ВОТЪ БЪ [СВЕ]ТЪ // ЧЛКОМЪ И СВЪ(Т) // [ВО Т]МЪ СВЪТИ(Т)СА,» (Ин 1:1-5). Икона относится к редкому, «развернутому» ико­нографическому типу: за левым плечом апостола Иоанна изобра­жен ангел с восьмиконечным нимбом—олицетворение Пре­мудрости Божией (над ангелом надпись: «ДХЪ / [СВЯТЫЙ]»), из-за правой руки Иоанна выгля­дывает орел—символ евангелиста (надпись «На)АННЪ»), В клюве он держит цепочку с чернильницей — атрибутом, введенным Симоном Ушаковым в традиционную ико­нографию в соответствии с эстети­ческими запросами эпохи. Редкой особенностью композиции является поколенное изображение сидящего апостола. На верхнем поле надписи золотом: «АГИ(С) ЕУГЛ(С)ТЪ»«ИОАНН БГ(0)СЛ0ВЪ».

Апостол Иоанн облачен в хитон розового цвета (разбеленный бакан) и темно-зеленый гиматий. Его одежды, так же как и зеленый хитон и киноварный гиматий Ангела, обильно украшены золо­том. Тонкие суховатые линии скла­док одежд контрастируют с мягкими моделировками личного. Лик Иоанна написан без подготовительного рисунка, четко читается глубокая графья, совпа­дающая с конечными контурами изображения. Объем лика строится с помощью нескольких пастозно нанесенных слоев теплой охры с промежуточной подрумянкой поверх светло-оливкового санкиря, положенного полупрозрачно и неравномерно. Высветления и фак­турные белильные движки нане­сены слоями, перекрывающими друг друга. Площадь высветлений небольшая по отношению к участ­кам открытого санкиря, за счет чего создается контраст между затенен­ными и освещенными частями лика. Приемы моделировки личного в целом напоминают (хотя и не бук­вально) приемы, использованные Симоном Ушаковым при написании иконы «Преподобный Сергий Радо­нежский» 1669 года (кат. 18). Рисунок верхних описей личного выпол­нен в характерной для Симона Ушакова манере. Светло-зеле­ный фон положен в два слоя (ниж­ний—более темный), что создает мягкость тонального перехода. Ю. А. Олсуфьев в 1920 году дати­ровал икону концом XVII или нача­лом XVIII века, отметив «переход к живописной манере». В1923 году В.Д. Дервиз® обнаружил на иконе авторскую подпись Симона Ушакова. Олсуфьев, опубликовав ее, дату про­читал как «181 (1673) год», с чем согла­сились все последующие иссле­дователи и публикаторы иконы.

 

 

 

 

 

 


 

 

Происхождение

Происходит из основного собрания Троице-Сергиевой лавры. Поступила в СПГИХМЗ в 1920 году

Фрагменты

Библиография