Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 56,7 х 43,2
Автор: Симон Ушаков
Материал: Дерево, темпера
Персоналии: Богоматерь, архангел Гавриил
Уточняющая датировка: XVII в Вторая Половина
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иконография, категория: Праздники
Тип изображения: Сюжетная композиция
Основа состоит из двух липовых (?) досок, скрепленных двумя врезными встречными несквозными шпонками. Ковчег отсутствует. Рентгенограмма показывает наличие среднезернистой, полотняного переплетения паволоки по всей поверхности иконного щита. Левкас белый, тонкий. Многочисленные вставки реставрационного левкаса различного размера, преимущественно справа и внизу, потертости красочного слоя и золочения. Изображение престола с красной подушкой позади Богоматери почти полностью утрачено.
Наиболее традиционной частью избранной Ушаковым иконографической схемы является поза архангела Гавриила (надпись над нимбом: «АРХАНГЛЪ ГАВРИ1(Л», который, делая широкий шаг в сторону Богоматери, правой рукой благословляет Ее, а в левой держит жезл. Именно так он представлен на большинстве дошедших до нас византийских и русских икон XIV-XV веков.
Еще более древние истоки имеет поза стоящей на подножии Богоматери, однако положение Ее рук, одна из которых указывает вверх, а другая обращена к архангелу, получает распространение в русском искусстве только в XVII веке. Близкую аналогию в изображении поз и жестов архангела и Богоматери можно видеть, например, на изображении Благовещения на Царских вратах 1656 года в иконостасе Софийского собора в Новгороде.
В отличие от изображения фигур, архитектурный фон и другие элементы композиции в иконе Ушакова заимствованы из западноевропейских гравюр и стилизованы под иконописную манеру. Так, изображения облака, на котором архангел спускается с небес, и облачного небесного сегмента с исходящим из него образом Святого Духа в виде голубя (надпись над сферой с голубем: «СТЫЙ ДХЪ») были необычайно широко распространены в западном искусстве и присутствуют, в частности, в гравюрах братьев Вириксов конца XVI века.
В гравюрах облачная композиция представлена в зеркальном варианте—справа. Изображение столика с раскрытой книгой Священного Писания также проникло в русское искусство через западные образцы, хотя столик в ушаковской иконе напоминает, скорее, изображение церковного престола в древнерусских памятниках. Надпись в книге воспроизводит достаточно редкий для иконографии Благовещения текст Псалма: «СЛЫШИ Д//ЩИ И ВИЖД //
И ПРИКЛОНИ // ОУХО ТВОЕ //И ЗАБУДИ ЛЮ//ДИ ТВОА И // ДОМЪ и)ЦА // ТВОЕГО. И // ВО(3)ЖЕЛАЕТ //. В подобных случаях чаще использовались слова из книги пророка Исайи. С западного образца был скопирован Ушаковым и портик с завесой позади Богоматери, украшенный колоннами с коринфскими капителями и увенчанный высоким антаблементом с балюстрадой. Надпись вязью на фоне вверху: «БЛАГОВЪЩЕНИЕ ПРЕСГЫМ. Б(Д)ЦЫ».
Личное письмо исполнено в «живоподобной» манере. Эффект объема достигается за счет контраста широкой полосы открытого в тенях оливкового санкиря и многослойных теплых охрений с активной подрумянкой и интенсивными высветлениями наиболее выпуклых участков, а также благодаря тонкой, детальной проработке черт ликов. Фигуры, в свою очередь, не лишены объема, но в сравнении с личным письмом смотрятся более плоскостно. Рисунок складок одежд отличается подробностью и сложностью тонально-цветовой моделировки. Яркий насыщенный колорит иконы построен в основном на нюансированном сочетании голубовато-зеленого, охристого, киноварно-красного и бордового (бакан) цветов. Особую утонченность и изысканность образу придают нежные зеленовато-серые «растяжки» фона и разноцветные завитки облаков.
Аккуратная,подробная графья, исполненная заметно тщательнее, чем на остальных иконах чина, точно совпадает с конечным рисунком.
Развитые приемы «живоподобного» стиля в сочетании с исключительным художественным качеством и мастерством исполнения позволяют предположить, что именно «Благовещение» послужило своего рода эталонным произведением для остальных мастеров, работавших над братцевским комплексом.