Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Анна с младенцем Марией

Размер: 25 х 20

Материал: Дерево, смальта, серебро

Персоналии: Святая Анна, младенец Мария

Уточняющая датировка: 13 - 14 вв. Конец 13 или начало 14 в.

Век: 13

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

На иконе представлена св. Анна в рост, на подиуме, в легком развороте влево. На левой руке она держит младенца Марию. Обе они облачены в темно-синие хитоны, гиматий у св. Анны красный, у Богородицы — коричневый. Их нимбы, как и позем в нижней части иконы, набраны из разноцветных тессер (зеленых, серебряных, красных), тогда как в верхней части фона использованы только серебряные. Изображение обрамлено зигзагообраз­ным орнаментом. По сторонам от фигур св. Анны и Богородицы на фоне сохранились сопроводительные надписи.

Рама, вырезанная из той же доски и повышенная по отношению к среднику иконы, покрыта серебряным окладом (нач. XIV в.) с чередующимися изображениями святых и декоративными мотивами. Оборот иконы покрыт тканью, на которой киноварью сделана надпись по-русски: «Царицы и великой княгини Анастасии», супруги Ивана Грозного (ок. 1530/1532-1560 гг.). Над надписью имеется крестообразная монограмма, содержащая название монастыря.

Стилистическая справка

Изображение св. Анны с младенцем Марией на руках является довольно редкой иконогра­фической темой, возникшей под влиянием образа Богоматери с младенцем Христом. В живо­писи конца XIII — начала XIV века эта тема в разных вариантах появляется в росписях церкви Преображения (кон. XIII - нач. XIV в.) в Пирги на Эвбее, церквей Св. Стефана в Кастории (кон. XIII в.) и Св. Николая Орфаноса в Салониках (ок. 1315—1320 гг.).

Одежды св. Анны и младенца Марии спадают широкими ровными складками, окончания которых очерчены серебряными тессерами — прием, характерный для мозаичных икон конца XIII - начала XIV века". В трактовке личного использованы мельчайшие тессеры, которые художник расположил таким образом, чтобы создать тональные переходы, дающие почти живописный эффект. Так, он использует коричневые контуры, салатовые тени, розовато­охристый телесный тон и ровные белые света, положенные на лбу, вокруг глаз и на подбород­ке. Аналогичные приемы, создающие эффект живописи, используются в трактовке ликов и в других мозаичных иконах конца XIII — начала XIV века, а также в монументальных мозаичных ансамблях 1310-х годов.

Основываясь на изложенных выше соображениях, можно предположить, что мозаичная икона «Святая Анна с младенцем Марией» относится к концу XIII или началу XIV века. Как показали исследования, датируемый началом XIV века серебряный оклад был наложен на икону одновременно с ее изготовлением. Вероятнее всего, и сама она относится к этому же времени.

Происхождение

Икона, видимо, была прислана членами императорского двора в дар монастырю, о чем свидетельствует и предание, связывающее их с императором Иоанном Кантакузином (1347-1354 гг.).

Фрагменты

Библиография