Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Распятие Господне

Размер: 33 х 30

Материал: Дерево, смальта, серебро

Персоналии: Спаситель, Богородица, ап. Иоанн Богослов

Уточняющая датировка: 13 - 14 вв. Конец 13 начало 14 вв.

Век: 13

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

На мозаичной иконе «Распятие»16 Христос изображен на кресте почившим, с распростертыми руками. Его тело изогнуто и немного повернуто вправо, голова склонена. По сторонам от креста, симметрично по отношению к Распятому, слева изображена Богородица, со сдержанной скорбью обращающая взор ко Христу, справа — охваченный горем св. Иоанн Богослов, замкнувшийся в себе, в неустойчивой позе, напоминающей образы античных над­гробий. Богородица облачена в коричневый хитон и темно-синий мафорий, св. Иоанн — в темно-синий хитон и красно-коричневый гиматий. Их фигуры сопровождают надписи.

Под горизонтальной перекладиной креста изображены два отлетающих ангела. Сцена Распятия разворачивается в условной, декоративной манере перед стенами Иерусалима, пред­ставленными на фоне иконы. Верхняя часть фона иконы набрана серебряными тессерами, большая часть которых выпала, а в нижней части зеленые тессеры изображают землю, порос­шую травой и усеянную условно переданными белыми и синими цветами.

Контуры нимбов набраны чередующимися в шахматном порядке белыми, темно-синими и красными тессерами. Видимо, так же были сделаны и фоны нимбов, но в них большая часть тессер утрачена. Верхнюю часть иконы обрамляет орнамент из идущих друг за другом раз­ноцветных ромбов, которые изолируют и выделяют образ Распятого

Стилистическая справка

Лаконичный извод Распятия, огра­ничивающийся изображением главных действующих лиц и немногочисленными иконографическими подробностями, та­кими как поза Христа, отлетающие ангелы и стены Иерусалима, восходит к тради­циям иконографии XI—XII веков. Однако этот иконографический извод продолжает существовать и в палеологовский период, как показывает не только эта икона из монастыря Ватопед, но и другие мозаич­ные и темперные иконы, например, «Распятие» из Берлина (кон. XIII в.), «Распятие» в мозаичном складне с двуна­десятыми праздниками из Флоренции (нач. XIV в.) и т. д.

С точки зрения стиля публикуемая икона отличается разнообразием красок, тенденцией к декоративности и исполь­зованием мельчайших разноцветных тес­сер, в наборе которых художник проявил исключительную виртуозность.

Одежды, не считая набедренной по­вязки Христа, сделаны почти монохромными, волосяные линии складок выложены ниточками серебра, имитирующими кладку смаль­ты и создающими эффект наподобие сверкающих штрихов ассиста. С другой стороны, личное письмо с розоватым телесным тоном и трепещущими «светами», переданными крошечными пятнышками на лбу, под глазами и на носу, выполнено в живописной манере с удивительным мастерством в проработке мельчайших деталей.

Подобная техника с живописной трактовкой одежд и личного встречается в мозаичной иконе Христа Эммануила (кон. XIII в.) из Государственного исторического музея в Москве, происходящей с Афона. Аналогичные формы нимбов и орнаменты встречаются в мозаиках церкви Порта Панагия в Фессалии, на иконе с двунадесятыми праздниками из Флоренции (нач. XIV в.) и на мозаичной иконе с образами четырех святителей (нач. XIV в.) из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

На основании этих иконографических, технических и стилистических особенностей можно полагать, что икона относится к концу XIII — началу XIV века. К этому же времени относится и ее оклад.

Фрагменты

Библиография