Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Распятие Господне, Снятие с Креста (эпистилий темплона)

Размер: 71,5 х 69

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, Мария Магдалина, Иоанн Богослов, Лонгин Сотник, св. Иосиф Аримафейский

Уточняющая датировка: 12 в.

Век: 12

Страна: Афон

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Эпистилий дошел до наших дней в четырех частях, украшенных рельефыми арками на колонках, разделяющими поверхность досок на тринадцать композиций, повышенная по отношению к среднику рама из той же доски шириной 10 см обрамляет аркаду сверху и снизу. На обороте четырех фрагментов эпистилия по белому грунту нанесен орнамент с переплетающимися дисками, напоминающими узоры на шелковых тканях, которые вписаны кресты.

Стилистическая справка

«Распятие» близко сюжету из Четвероевангелия в Парме (Palat. 5) не только по иконо­графии в целом, но и по многим деталям, таким как позы и жесты действующих лиц, а также аркада на фоне, изображающая городские стены Иерусалима.

Некоторые другие иконографические детали позволяют связывать эпистилий с живописью не только XII, но и раннего XIII века. Например, такой мотив, как прозрачная ткань набедрен­ной повязки Христа в сценах «Распятие» и «Снятие со Креста» на данном эпистилии из Ватопеда встречается на синайской иконе «Распятие» с образами святых и ангелов в медаль­онах (2-я или 3-я четв. XII в.), в Четвероевангелии из Пармы и в рукописи № 762 монастыря Ватопед (XII в.). Также в сцене «Снятие со Креста» художник использует редкий иконографический извод, в котором Богородица изображается справа, а не слева, вместе со св. Иосифом Аримафейским, поддерживающей тело Христа. Этот извод встречается в нескольких памятниках начиная с X века.

Фрагменты

Библиография