Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Рождество Христово

Размер: 23,8 х 23,8

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Младенец Христос, Богородица, праведный Иосиф, служанка, ангелы, волхвы

Уточняющая датировка: 12 в. Вторая половина

Век: 12

Страна: Афон

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

На иконе «Рождество Христово» среди многочисленных действую­щих лиц доминирует разме­щенная в центре фигура Богородицы. Она представле­на в полуобороте вправо, воз­лежащей на красном ложе. Ее поза, как кажется, выражает усталость. За Богородицей в каменных яслях лежит младе­нец Христос. Над Его голо­вой, окруженной нимбом, прямо над пещерой видна звезда. За яслями — вол и осел, согревающие Младенца своим дыханием.

Вокруг пещеры и перед ней размещены второстепен­ные эпизоды, сопровождаю­щие и дополняющие компо­зицию. В крайней левой части композиции, за пеще­рой, изображены шесть сла­вословящих ангелов, а в пра­вой части один ангел  возвещает двум пастухам о Рождестве Христовом. В нижнем правом углу композиции — изолированная от остальных фигура Иосифа, присевшего в задумчивости на вьючное седло. Под фигурой Богородицы изоб­ражено купание Младенца — сцена, как известно, основанная на апокрифическом Протоевангелии от Иакова: слева находится повитуха, справа — Саломея, а посередине - Младенец в лохани. Слева к ногам Богоматери по старшинству подходят поклониться три волхва.

Сцена Рождества разворачивается на красном фоне, а не на золотом, как обычно. По крас­ному фону белыми буквами сделана надпись, обозначающая изображенное событие.

Описанный выше иконографический извод известен в уже сформировавшемся виде в византийском искусстве X века и, главным образом, XI века. В этот период отдельные отно­сящиеся к данной теме эпизоды располагаются вокруг пещеры, хотя местоположение и позы различных участников события могут варьироваться. Икона «Рождество Христово» из мона­стыря Ватопед по своей иконографии в целом и по положению и позам изображенных на ней фигур обнаруживает непосредственную близость к таким произведениям XI—XII веков, как миниатюры Евангелия № 587 из монастыря Дионисиат, Евангелия из Великой Лавры, рукопи­си № 274 из монастыря Св. Иоанна Богослова на о. Патмос, створка складня из синайского монастыря, фреска с Рождеством Христовым из храма Осиос Давид в Салониках и др.

Фрагменты

Библиография