Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Тайная вечеря

Размер: 25,5 х 18

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, апостолы

Уточняющая датировка: 12 в. Вторая половина

Век: 12

Страна: Афон

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

На иконе «Тайная Вечеря» (Ил. 44, 45) в левой части полукруглого стола изображен возле­жащий Христос, держащий свернутый свиток в левой руке и благословляющий правой. Его крещатый нимб украшен изображениями драгоценных камней. Слева от Него — возлюбленный ученик Иоанн, представленный старцем34, а не юношей, который «возлежал у груди Иисуса» (Ин. 13:23). Среди сидящих полукругом учеников выделен Иуда, протягивающий руку к чаше. У правого края иконы, напротив Христа, видна фрагментарно сохранившаяся фигура апостола Петра. По бокам — два двухэтажных здания, очень простые по структуре и по форме. Особенностью иконы является красный фон. Небольшие размеры произведения позволяют предположить, что оно было частью эпистилия некого придела. В средней части фона имеется сопроводительная надпись.

Иконография сцены следует традиции XI—XII веков37, которая претерпевает радикаль­ные изменения с конца XIII столетия, когда фигура Христа переместится в центр, а ученики будут изображаться сидящими и вокруг стола и перед ним. Общая схема и детали иконы «Тайная Вечеря» находят аналогии в миниатюрах Псалтири Барберини, Псалтири Мелисенды и Евангелия № 93 из Национальной библиотеки в Афинах — произведениях, созданных в раз­ные периоды XII века.

Стилистическая справка

По стилю живописи обе иконы, «Рождество Христово» и «Тайная Вечеря», тесно связаны с двумя другими иконами 2-й половины XII века, происходящими с Афона: это «Преображение Господне» из Эрмитажа и «Воскрешение Лазаря» из Византийского музея в Афинах. Особенностями, общими для всех четырех икон, являются их необычный красный фон, простые композиционные решения, весьма условно обозначенное пространство, миниатюрный размер фигур, живописная моделировка ликов (Ил. 41, 43, 44) и общность физиогномических типов, а также суммарная плоскостная трактовка драпировок и др.

Поскольку все четыре иконы созданы на Афоне, имеют практически одинаковые размеры, схожи по стилистическим особенностям и таким декоративным деталям, как украшенный дра­гоценными камнями крещатый нимб Христа в «Тайной Вечере» и в «Преображении», часто встречающимся в живописи 2-й половины XII века, то можно заключить, что иконы «Рождество Христово» и «Тайная Вечеря», как и две другие, были частью эпистилия в парекклесионе одного из афонских монастырей, и отнести их ко 2-й половине XII века. Учитывая тот факт, что икона «Рождество Христово» происходит из кельи Св. Прокопия, небольшого монастыря XI века, не исключено, что все четыре иконы входили в состав эпистилия темплона этой обители средневизантийского периода.

 

Фрагменты

Библиография