Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь (Створка Царских врат)

Размер: 107 х 35

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богородица

Уточняющая датировка: 12 в. Около 1200 г.

Век: 12

Страна: Афон

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Образ Богородицы из сцены Благовеще­ния на створке Царских врат является характерным примером позднекомниновской эстетики конца XII века. Богородица изобра­жена стоящей перед престолом без спинки. Ее фигура в ритмически уравновешенном контра­посте слегка повернута вправо, притом что левая нога опорная, а правая расслаблена. В то же время Богородица изображена склонившей голову вправо, с поднятой к подбородку пра­вой рукой в знак подчинения Божией воле, о чем говорит и сопроводительная надпись. Богоматерь облачена в темно-зеленый гима- тий и коричневый мафорий с золотой каймой. В соответствии с Протоевангелием Иакова45, Она изображена за прядением: в Ее левой ру­ке - прялка, а в правой — веретено.

По светло-коричневому фону нимба идут волнообразно закручивающиеся побеги, про­рисованные золотом. Фон иконы не золотой, а светло-зеленый, с красной опушью по краю. В верхней части округлого завершения доски сохранились два из одиннадцати наверший, венчавших Царские врата. В надписях вверху и слева названо изображенное событие и воспроизведены относящиеся к Благовещению евангельские слова «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1:28-38).

Иконографический тип стоящей Бого­матери обычен для средневизантийских ком­позиций Благовещения, хотя в XII веке Она чаще представляется сидящей. Изображение Богородицы с пряжей в руках, как на этой иконе, соответствует одной из важнейших особенностей иконографии Благовещения комниновского периода.

Лик Богородицы почти треугольной формы, с жестким контуром, очерчивающим Ее правую щеку, с тонким носом с широкими ноздрями, с плотно сжатыми губами, с резко очерченными бровями и широко раскрытыми глазами. Объем лика передан с помощью живо­писной моделировки, с преобладающим розовым тоном личного, который ровно покрывает широкие поверхности, с идущей вокруг зеленоватой тенью. Света, то в виде гребня очерчивают крылья носа и скулы, то ложатся широкими густыми мазками на подбородок, лоб и суставы пальцев. Такая живописная техника личного письма, без характерных для комниновской живописи румян в виде сети красных линий на щеках, тем не менее, встречается в произведе­ниях 2-й половины XII века.

Драпировки хитона и мафория ложатся широкими, прямо спадающими складками без лом­ких и волнующихся линий, с монументальной тяжеловесностью, соответствующей новой тен­денции, которая появляется в конце XII века в противовес позднекомниновскому маньеризму, господствовавшему во 2-й половине столетия.

Итак, типология образа в целом, технические приемы личного и доличного письма, заключенное в сложной позе интенсивное движение — все это представляет важные тенденции позднекомниновской живописи", что позволяет датировать икону временем около 1200 года.

Фрагменты

Библиография