Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Одигитрия

Размер: 63 х 44,5

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь

Уточняющая датировка: 13 в. Последняя четверть

Век: 13

Страна: Афон

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Богородица представлена фронтально, погрудно, в строгой иконографии Одигитрии. На левой руке Она держит младенца Христа, правую простирает в жесте моления. Ее голова слегка повернута вправо, туда же обращен взор. Богоматерь облачена в красно­коричневый мафорий и голубой хитон, на которых имеются позднейшие поновления. Младенец на руках Богоматери сидит прямо, но Его головка поднята, и пристальный взгляд широко раскрытых глаз направлен к Ней. В левой руке Он держит свернутый свиток, а правой благословляет. Христос облачен в красный гиматий и светло-зеленый хитон, расшитый цве­точными узорами, которые выписаны золотом. И у Младенца и у Богоматери золотые нимбы с рельефным орнаментом в виде вьющихся волнообразных побегов с цветами.

Икона дошла до нас в не очень хорошем состоянии сохранности, одежды Богоматери и Младенца скрыты под записями. К позднейшим поновлениям относился и удаленный при реставрации голубой фон; золотой фон и рельефный орнамент на нимбах также более поздние. От первоначальной живописи прекрасно сохранилось все личное письмо — лики и руки Богородицы и Христа.

Иконография Одигитрии полностью соответствует традиционному изводу. Физиогно­мический тип Богородицы со слегка повернутым вбок ликом, нахмуренным лбом и несколько меланхоличным выражением напоминает черты Богородицы Одигитрии на двусторонней иконе из Кастории (2-я пол. XII в.) и Богородицы на престоле на фреске из Протата на Афоне (ок. 1290 г.).

Также и физиогномический тип Христа с пухлым личиком и грубоватыми чертами, широким лбом, сильно затененными глазами, мясистым носом с выделенным кончиком и полными крас­ными губами встречается среди образов мла­денца Христа в произведениях 2-й половины XIII века, таких как икона Богородицы Одигитрии (1260—1270-е гг.) из монастыря Хиландар20, еще одна икона Богородицы Одигитрии из Ватопеда (последняя четв. XIII в., икона Богородицы Одигитрии из монастыря Св. Екатерины на Синае (последняя четв. XIII в.) и др.

Таким образом, в технике письма ликов Богородицы и Младенца, в широких поверхностях розоватого вохрения, небольших по площади мягких оливково-зеленых притене- ниях легко узнаются приемы, общие для про­изведений 2-й половины XIII века. Они встре­чаются, например, в образе тронной Богоро­дицы из Протата, в образе младенца Христа на иконе Богородицы Одигитрии из Хиландара, на иконе Богородицы Одигитрии из Ватопеда и на синайской иконе Одигитрии.

Итак, и физиогномические типы Богородицы и Христа, и техника личного письма, и стро­гое выражение лика Богородицы, контрастирующее с детской простодушностью лика Христа, — все эти черты связывают икону Богородицы Одигитрии из монастыря Ватопед с лучшими про­изведениями живописи 2-й половины XIII века, в особенности последней четверти столетия.

Фрагменты

Библиография