Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Пантократор

Размер: 124 х 82

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель

Уточняющая датировка: 13 в. Последняя четверть

Век: 13

Страна: Афон

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

На  иконе Христос Пантократор представлен погрудно, в легком повороте вправо, тогда как голова повернута чуть влево. В левой руке Он держит закрытое Евангелие, украшенное драгоценными камнями и жемчугом, правой рукой благословляет. Спаситель облачен в вишнево-коричневый хитон с клавами и в темно-синий гиматий. На золотом фоне сделана сокращенная сопроводительная надпись, рядом читаются следы именования «Вседержитель». В более поздний период на нимб, руки и Евангелие были положены серебряные накладки, о чем свидетельствуют следы от гвоз­дей, которыми они крепились.

На повышенных по отношению к среднику полях с помощью особой полировки золотого фона имитированы украшения из драгоценных камней: идущие друг за другом круги, иначе отражающие свет, чередуются с меньшими по размеру кружочками, крестообразно составленными рядом друг с другом. Также и контуры креста в нимбе окаймлены рядами миниатюрных сверкающих кружочков, а перекладины креста украшены целыми ком­позициями из нескольких кругов разного размера с общим центром окружности и дру­гих кружочков, пересекающихся с ними. Эти композиции напоминают схематичное изображение пяти хлебов.

Состояние сохранности иконы не очень хорошее. Значительные по площади утраты красочного слоя наблюдаются на хитоне и гиматии; в личном письме есть поновления на лике, шее и, вероятно, на руках. Также, очевидно, был уменьшен первоначальный объем волос. Эти позднейшие вмешатель­ства, вероятно относящиеся к XIV—XV векам, снижают первоначальное весьма высокое качество произведения.

Несмотря на это, типологические и физиогномические особенности узкого и удлиненного лика, мощная шея с подчеркнутой мускулатурой, крупный размер и объемность правой руки со схематичной артикуляцией суставов крупных пальцев, а также общий монументальный харак­тер образа с широким силуэтом фигуры и спокойным, глубоко созерцательным выражением лика позволяют связать ватопедскую икону с произведениями 2-й половины XIII века и в осо­бенности последней четверти столетия. Ее можно сравнить с иконой Христа Пантократора из монастыря Хиландар — шедевром раннепалеологовского искусства (1260—1270-е гг.), с другой иконой Пантократора из монастыря Ватопед (кон. XIII в.) и с фреской с изображе­нием Вседержителя на престоле в Протате.

В пользу датировки первоначальной живописи иконы Христа Пантократора 2-й половиной XIII века говорит и особый тип обработки фона, имитирующей драгоценные украшения с помощью специальной полировки золота в нимбе и на повышенных по отношению к средни­ку полях. Аналогичные приемы обработки золотого фона с тем же художественным эффектом были использованы еще в шести других иконах XIII века из монастыря Ватопед, а также в трех иконах 2-й половины XIII века из монастыря Св. Екатерины на Синае.

Происхождение

Иконы «Христос Пантократор» и «Богородица Одигитрия» схожих размеров являются про­изведениями одного времени, которые, вероятнее всего, в последней четверти XIII века нахо­дились в алтарной преграде главного храма монастыря Ватопед.

Фрагменты

Библиография