Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Одигитрия

Размер: 128 х 91

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь

Уточняющая датировка: 13 в. Последняя четверть

Век: 13

Страна: Афон

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

На иконе Богородица, держащая Младенца на левой руке, представлена погрудно в легком повороте влево. На левой руке Она держит младенца Христа, а правой прикасается к Его правому бедру, что отличается от традиционного для иконографии Одигитрии жеста. В то же время Ее голова повернута к младенцу Христу, на Которого устремлен Ее печальный, испол­ненный несказанной нежности взгляд. Богоматерь облачена в темно-коричневый мафорий с золотой каймой и темно-зеленый хитон с застежкой на груди.

Младенец Христос изображен на руках Богоматери сидящим прямо, с поднятой головой и обращенным к Ней взглядом. Контуры обоих нимбов обведены пунктир­ными линиями из точек. Рядом с нимбами на золотом фоне имеются сокращенные сопро­водительные надписи.

Образ Одигитрии, в котором выражены близкие и нежные отношения Богоматери и Ее Сына, следует традиционному и широко распространенному иконографическому типу, в котором через скорбное выражение ликов передается предчувствие грядущих Страстей Христовых. Образ отличается от традиционного извода необычным жестом правой руки Богородицы, касающейся бедра Младенца, а не протянутой перед грудью. Этот иконографический нюанс известен в произведениях в основном салоникских мастерских XIV века, таких как икона «Богородица Одигитрия» из Византийского музея в Афинах (1 -я пол. XIV в.), икона «Богородица Умиление» из Музея византийской культуры в Салониках (1310-е гг.) и одна из икон монастыря Ватопед конца XIV века.

Типы ликов Богоматери и Младенца вписываются в традиции живописи конца XIII — нача­ла XIV века. С точки зрения техники, несмотря на утраты красочного слоя, можно сказать, что такие приемы, как мягкая живописная моделировка объема оливково-зеленоватыми притенениями, широкими поверхностями вохрения, красными растушеванными пятнами, придающи­ми щекам румянец и упругость, широкие и гибкие мазки светов, превращающихся в цветные пятна на пальцах, типичны для живописи 2-й половины XIII века.

Таким образом, физиогномические типы, сочная живописная манера личного письма, предпочтение цветов теплых оттенков, спокойное, несколько меланхоличное и созерцатель­ное выражение лиц и высокий художественный уровень исполнения — все это позволяет свя­зать икону из Ватопеда с лучшими произведениями византийской живописи 2-й половины XIII столетия, такими как фрески церкви в Сопочанах в Сербии (ок. 1265 г.), икона Богоматери Одигитрии из монастыря Хиландар на Афоне (1260—1270-е гг.) и особенно икона с изображением стоящей Богородицы с Младенцем в рост из Ватопеда (кон. XIII — нач. XIV в.,), а также фреска с изображением Богородицы Одигитрии в Протате (ок. 1290 г.) на Афоне.

Особая связь иконографии ватопедской иконы с произведениями салоникских мастерских, как и бли­зость стилистических особенностей к произведениям салоникских мастер­ских конца XIII века, позволяют пред­положить, что икона происходит из этого города и относится к последней четверти или концу XIII века.

Фрагменты

Библиография