Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Иоанн Златоуст

Размер: 58 х 43

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Иоанн Златоуст

Уточняющая датировка: 13 в. Конец

Век: 13

Страна: Афон

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Святитель Иоанн Златоуст, архи­епископ Константинопольский, изоб­ражен на иконе фронтально, по пояс. В левой руке он держит Евангелие в драгоценном переплете, в правой — крест, богословское истол­кование символики которого является важнейшей темой гомилий святите­ля. Он одет в архиерейские облаче­ния: фелонь, поручи и омофор, укра­шенный черными крестами. Нимб украшен точечным орнаментом по контуру. Фон иконы золотой, в левом верхнем углу сделана киноварью сопроводительная надпись.

Большая часть красочного слоя иконы хорошо сохранилась, однако имеется значительная утрата красочного слоя и грунта в левой части иконы, затронувшая левое плечо и руку святите­ля. Левый верхний угол доски также утрачен.

Св. Иоанн Златоуст представлен в том иконографическом типе, который, вероятно, восхо­дит к раннехристианским образцам и закрепляется в византийском искусстве уже в XI веке. Редкой особенностью ватопедской иконы является изображение святителя с крестом в правой руке, что напоминает о его борьбе за истинную веру. Эта деталь встречается также на иконе «Св. Иоанн Златоуст» из Великой Лавры (последняя четв. XIII в.), на иконе «Три Святителя» (2-я пол. XIV в.) и на другой иконе «Св. Иоанн Златоуст» из Ватопеда (3-я четв. XIV в.), а также в образах 2-й половины XV века из числа произведений Критской школы.

Стилистическая справка

В том, что касается типологии образа и особенностей трактовки лика, изображение св. Иоанна Златоуста на публикуемой иконе отличает широкий мощный силуэт, треугольная форма головы, короткие волнистые волосы, залысина, короткая борода, высокий лоб с мор­щинами, мясистое лицо с алыми губами, выступающие скулы и большие выразительные глаза с четко прорисованными зрачками и радужной оболочкой, как в ликах святых из Протата (ок. 1290 г.). Характерен также рисунок ушей с большими мочками и удлиненными ушными раковинами, такой же, как в изображениях святых в Протате. Неизвестный мастер ватопедской иконы св. Иоанна Златоуста в целом верно воспроизводит физиогномический тип, соответ­ствующий описанию внешности святителя у Ульпия Римлянина.

Плотное лицо с крупными чертами написано с преобладанием теплых охр, с небольшим количеством зеленоватых теней и широких белильных штрихов, обозначающих морщины, выявляющих объемность лба, обозначающих световые лучи вокруг глаз и на носу. Аналогичные черты лика и технику личного письма можно видеть в иконе св. Иоанна Златоуста из Великой Лавры (последняя четв. XIII в.) и в росписях Протата. Общим для этих произведений является стремление к убедительности идеализированного портрета в трактов­ке ликов, а также спокойствие духа и душевное равновесие, читающееся во влажных глазах.

Иконографические и стилистические особенности иконы св. Иоанна Златоуста, отли­чающейся большой выразительностью и высоким качеством исполнения, в целом соответ­ствуют той же духовной и художественной атмосфере, в которой возникли росписи Протата конца XIII века.

Фрагменты

Библиография