Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Пантократор

Размер: 83 х 58

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель

Уточняющая датировка: 13 в. Конец

Век: 13

Страна: Афон

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

На иконе Христос Пантократор представлен фронтально, по пояс, благословляющим правой рукой и держащим в левой закрытое Евангелие, украшенное драго­ценными камнями. Спаситель одет в светло-коричневый хитон с золотым ассистом и алым клавом и в темно-синий гиматий, наброшенный на правое плечо, но оставляющий открытой правую руку. Вокруг головы — крещатый нимб, в верхних углах иконы на золотом фоне име­ется сокращенная сопроводительная надпись.

На повышенных по отношению к среднику полях иконы (кроме нижнего), а также на нимбе с помощью особой полировки золотого фона сделаны блестящие круги. Такая техни­ка обработки золотого фона, ранее известная в иконах XIII века только на примере синайских, была обнаружена еще на шести иконах монастыря Ватопед этого же времени.

Строгий образ Христа - с высоким лбом, нахмуренными бровями и правильными чертами лица, мощная шея со схематически переданной мускулатурой, правая рука с четко обозначен­ными складками ладони и суставами крупных пальцев, — все это напоминает икону Христа Пантократора из монастыря Хиландар (1260—1270-е гг.), но в еще большей степени близко изображению Пантократора в росписях Протата на Афоне.

Оливковый санкирь, видимый в немногих местах, широкие поверхности теплого тона вохрения с розоватой подрумянкой на щеках, тонко прорисованные черты, распределение белиль­ных штрихов светов, положенных на лоб и вокруг глаз, аналогичны изображениям на фреске из Протата. На этом основании можно полагать, что и технические приемы в личном письме, и столь близкое сходство ватопедской иконы с фресковым образом Христа из Протата и по физиогномическому типу, и по строгому, но спокойному выражению позволяют отнести икону к концу XIII века и приписать ее к произведениям Мануила Панселина и его мастерской.

Прием украшения золотого фона блестящими кругами, встречающийся в произведениях XIII века, и особенности техники и стиля личного письма, а также близкое сходство иконы Христа с аналогичной фреской из Протата (1290 г.) являются достаточными основаниями для датировки иконы монастыря Ватопед кон­цом XIII века.

Фрагменты

Библиография