Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Одигитрия (в рост)

Размер: 97 х 56

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь

Уточняющая датировка: 13 - 14 вв. Конец 13 - начало 14 вв.

Век: 13

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

На этой иконе Богородица изображена в рост. Ее фигура развернута к младенцу Христу, которого Она держит на левой руке, а правую поднимает в жесте моления. Она облачена в темно-синий хитон и бордово-коричневый мафорий с золотой каймой. Мафорий украшают золотые звездочки в красных кругах, которые, как известно, являются символом Святой Троицы или приснодевства Богородицы. Младенец Христос сидит прямо, держа в левой руке свернутый свиток, а правой благословляя. Он одет в хитон, подвязанный поясом, и в гиматий, ниспадающий складками у левого бедра, частично закрывающий левую руку Богородицы. Коричневые хитон и гиматий обильно расцвечены золотым ассистом. От крещатого нимба Христа виден только процарапанный контур окружности и остатки красной крас­ки, которой был начертан крест.

На золотой кайме правого манжета хитона Богородицы золотыми буквами сделана посвятительная надпись: («Богородица, помоги смиренному Гавриилу иеромонаху»). Из сопрово­дительных надписей сохранились остатки более поздней сокращенной надписи, а также следы некоего именования Богородицы.

Икона относительно хорошо сохранилась. Хитон и гиматий Богородицы местами поновлены, на золотом фоне и повышенных по отношению к среднику полях с красной опушью имеются выпады красочного слоя. Также в позднейшее время были написаны башмачки Богородицы, а остатки изначальных видны чуть ближе к краю иконы. Кроме того, в личном письме у Младенца заметна разница между ликом и, очевидно, поновленными ручками и ножками.

Изображение стоящей в полный рост Богородицы с Младенцем в иконографии Одигитрии, насколько можно судить по известным примерам, не так распростране­но в иконописи, как в монументальной живописи.

Черты лика Богородицы и его физиогно­мический тип, направленный вбок взгляд, техника личного письма с мягкой свето­тенью, нежно моделирующей объем, характерны для произведений первых двух десятилетий XIV века, таких как образы Богородицы в росписях церкви Богородицы Левишки (1306-1313 гг.) и в Кральевой церкви в Студенице (1315 г.) в Сербии или на лицевой стороне двусто­ронней иконы Богородицы Одигитрии из Охрида (нач. XIV в.).

Фрагменты

Библиография