Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Георгий

Размер: 130 х 53

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Великомученик Георгий

Уточняющая датировка: 14 в. Начало

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Иконы «Св. Георгий» и «Архангел Гавриил» из Ватопеда близки друг к другу по стилю. Первоначальные размеры этих икон были изменены: их опилили, чтобы разместить на новом месте.

Св. Георгий изображен юным, безбородым, с темными волосами — точно так, как он описан в «Ерминии» Дионисия из Фурны. Он представлен в рост, почти фронтально, в едва намеченном полуобороте — контрапосте, облаченным в воинские доспехи, как было принято в палеологовский период. Св. Георгий изображен в короткой темно-зеленой рубахе с рукавами, панцире, густо покрытом ассистом, и красном плаще, развевающемся на золотом фоне и ниспадающем обильными складками, застегнутом на левом плече и частично скрываю­щем левую руку. На поясе у св. Георгия — меч, в правой руке перед грудью он держит направ­ленное диагонально копье, а в левой — большой щит, поставленный на землю. На обороте иконы изображен Процветший Крест — символ Воскресения.

Стилистическая справка

Икона св. Георгия по типологии и выразительности образа, по позе с контрапостом, по трактовке одежды с плащом, окружающим фигуру и заполняющим трепещущими складка­ми фон, может быть напрямую свя­зана с изображениями святых вои­нов в произведениях салоникских художественных мастерских конца XIII века и первых двух десятиле­тий XIV столетия. Это изображения святых воинов в росписях Протата (ок. 1290 г.), в парекклесионе Св. Евфимия в Салониках (1303 г.), в церкви Христа Спасителя в Верии (1315 г.), в церкви Св. Николая Орфаноса в Салониках (ок. 1315— 1320 гг.), в кафоликоне монастыря Хиландар (1320-1321 гг.), в Старо- Нагоричино (1316-1318 гг.) и др.

Варианты этого физиогномиче­ского типа св. Георгия — с вытяну­той овальной формой лика, дугами густых бровей, миндалевид­ными глазами, удлиненным носом алыми губами и шапкой вьющихся волос — встречаются в изображении св. Георгия на фреске Протата (ок. 1290 г.) и в другой иконе св. Георгия из монастыря Ватопед. Полное порт­ретное сходство можно констатировать между рассматриваемой иконой и изображением св. Георгия на фреске в церкви Христа Спасителя в Верии (1315 г.), произведением зна­менитого художника Георгия Каллиергиса.

Техника личного письма отличается преобладанием в лике темного оливкового санкиря, что придает взгляду глубину и делает его выражение несколько суровым. Этот тем­ный тон понемногу смягчается, смешиваясь с вохрением телесного тона, оживляемым легкой подрумянкой. В то же время тонкие белильные мазки деликатно высветляют лик, ложась вокруг глаз, на лбу, на подбородке, на шее, выявляя его объемность. Кроме того, лик ожив­ляют красный контур, очерчивающий ноздри и подбородок, алый цвет губ и подцветка глаз. Аналогичные приемы в трактовке лика с мягко ложащимся светом, с преобладающей олив­ковой подкладкой, «затеняющей» выражение лица, можно видеть в разных вариантах и в раз­ном количестве в монументальной живописи 1310—1320-х годов, прежде всего — во фреско­вом изображении ев. Георгия мастера Георгия Каллиергиса в церкви Христа Спасителя в Верии.

Также трактовка красного плаща с плавными линиями складок и характерной мягкостью в передаче материи встречается в таком виде в произведениях конца XIII века и первых двух десятилетий XIV столетия.

Физиогномическое, типологическое и стилистическое родство иконы ев. Георгия с произведениями 2-го десятилетия XIV века салоникских мастерских, в особенности с изображением св. Георгия на фреске церкви Христа Спасителя в Верии (1315 г.), как и высокое живописное качество и строгая выразительность образа, позволяет датировать это произведение началом XIV века, возможно, 1310—1315 годами, и приписывать его мастерской салоникского художника Георгия Каллиергиса.

Фрагменты

Библиография