Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Одигитрия

Размер: 102 х 60

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь

Уточняющая датировка: 14 в. 1310-1320 гг.

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

На этой иконе поясное изображе­ние Богородицы дано в лег­ком повороте к младенцу Христу. Ее голова немного склонена к Младенцу, которого Она держит на левой руке, а правой прикасается к Его правому колену. Богородица облачена в голу­бовато-зеленый хитон и бордово­коричневый мафорий с золотой кай­мой. Мафорий украшен звездами, символизирующими Святую Троицу или приснодевство Богородицы.

Младенец Христос сидит на руках Богоматери прямо. Он одет в светло-зеленый хитон с крестообразной пере­вязью, создающей V-образный вырез на груди, и светло-коричневый гиматий с обильным ассистом. Правой рукой Он благословляет, в левой дер­жит свернутый свиток. От крещатого нимба, процарапанного по золотому фону, остались следы красной краски от перекладин креста. В верхних углах ковчега помещены миниатюрные изображения ангелов, поклоняющих­ся с покровенными руками.

Сохранность иконы относительно хорошая. На золотом фоне имеются значительные по площади осыпи. Правый угол доски утрачен и заменен новой деревянной вставкой. Также утрачены надписи, сопровождавшие образы Богородицы и младенца Христа.

Икона является одним из вариантов иконографии Одигитрии, в которой подчеркиваются близкие отношения между Богородицей и младенцем Христом. В иконе из Ватопеда это пере­дано с помощью поз: обе фигуры развернуты друг к другу, голова Богородицы склонена к Младенцу. Такой иконографический вариант изображения Богоматери с Младенцем, особен­но распространенный среди произведений Критской школы с именованием «Елеуса» (Умиление), является точным воспроизведением другой ватопедской иконы Богородицы Одигитрии последней четверти XIII века как по общей схеме, так и в деталях. Наиболее характерная особенность, позволяющая отождествлять иконографию этих двух икон, - положение правой руки Богородицы, прикасающейся к правому колену младенца Христа.

Стилистическая справка

Физиогномика и типология черт лица Богородицы с треугольной формой лика, тонким загнутым носом, сжатыми алыми губами, глубоко посаженными глазами с направлен­ным вбок тревожным взглядом находят параллели в иконе Богородицы Одигитрии из мона­стыря Хиландар (1-я четв. XIV в.).

Черты Младенца также повторяют характерный для палеологовского искусства XIII—XIV веков физиогномический тип: круглое личико с серьезным выражением, высокий наморщенный лоб, глубоко посаженные выпуклые глаза, короткий нос, маленький подборо­док и толстая короткая шея. Родственные типы можно видеть в образах Христа на иконе стоя­щей Богоматери с Младенцем из Ватопеда, Богородицы с Младенцем из музея Византий­ской культуры в Салониках и др.

Лик Богородицы, сохранившийся лучше, чем лик Младенца, с точки зрения стиля отличается прозрачностью письма и яркостью сияющих красок. Оливковые тени плавно переходят в теплые тона вохрения с подру­мянкой. Качество живописи не­известного мастера позволяет свя­зывать эту икону с произведения­ми салоникских мастерских 2-го десятилетия XIV века, такими как образы Богородицы Одигитрии из Кральевой церкви монастыря Студеница в Сербии (1315 г.) и особенно «Богоматерь Параклесис» из церкви Св. Николая Орфаноса в Салониках (ок. 1315—1320 гг.).

Фрагменты

Библиография