Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Даниил пророк

Размер: 41 х 19

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Пророк Даниил

Уточняющая датировка: 14 в. 1310-1320 гг.

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

На иконе, сюжет которой вдохновлен рассказом о Виле и драконе из последней главы Книги пророка Даниила (Дан. 14:23-42), представлен пророк Даниил, стоящий фронтально перед темным полукруглым про­емом, изображающим ров. Его правая рука поднята в жесте моления, а левая выс­тавлена перед грудью ладо­нью вперед в жесте, который обычно можно видеть в изоб­ражениях мучеников. Одежда свидетельствует о восточном происхождении пророка: ко­роткий темно-синий хитон, препоясанный на пояснице, красный плащ, застегнутый на груди, маленькая красная шапочка, символ его проро­ческого дара, и серьга в левом ухе. У ног пророка Дании­ла симметрично расположе­ны два льва, изображенные вполне дружелюбными. На золотом поле иконы, по сто­ронам украшенного точеч­ным орнаментом контура нимба, сделана сопроводи­тельная надпись. Состоя­ние иконы не очень хо­рошее, имеются значитель­ные по площади утраты кра­сочного слоя и грунта.

Изображение пророка Даниила со львами, имеющее сотериологический смысл, встречает­ся на саркофагах и изделиях из слоновой кости уже с IV века. Такая редкая сцена моления Даниила встречается также в миниатюрах рукописей Космы Индикоплова и Минология Василия II. Той же иконографической схеме следует и мозаичная композиция в монастыре Осиос Лукас. Во фреске (ок. 1260 г.) жертвенника церкви Свв. Апостолов в Пече эта компози­ция связана и с евхаристической темой.

Появление данной композиции в иконописи необычно. Из других известных примеров можно назвать икону «Пророк Даниил во рву львином» из Византийского музея в Афинах, датируемую периодом около середины XIV века.

Тип лика (Ил. 90) со спокойным выражением, мягкая живописная моделировка упругого объема с видимым в немногих местах оливковым санкирем и широкими поверхностями свет­лого розоватого вохрения, мягкие света, полные губы, красиво очерченные сияющие глаза - все эти черты позволяют отнести икону к живописи 1310-х годов и по характеру образа, и по художественным приемам.

Фрагменты

Библиография