Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Димитрий Солунский

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Великомученик Димитрий Солунский

Уточняющая датировка: 14 в. Около 1320 г.

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

На небольшой иконе св. Димитрий представлен в воинских доспехах, фронтально, по пояс, с легким поворотом головы влево. Он одет в красный хитон, панцирь и темно-синий плащ, завязанный узлом на груди. Треугольный щит висит на левом плече святого, правой рукой он извлекает из ножен свой меч. Фон иконы и нимб св. Димитрия вместо золота запол­няет рельефный орнамент с повторяющимся мотивом вьющегося побега. По сторонам головы святого в квадратных обрамлениях заключена рельефная надпись. На обороте доски, изъеденной жучком, в технике подцвеченного рисунка художник сделал отличный подготовительный набросок лика изображенного на иконе святого.

Типологически икона св. Димитрия напоминает образы святых воинов в храме Св. Ни­колая Орфаноса в Салониках (ок. 1315-1320 гг.) и в кафоликоне монастыря Хиландар на Афоне (1320—1321 гг.), для которых характерны маленькая по отношению к широкому силуэту голова, вытянутое овальное лицо с миндалевидными глазами, густыми бровями, тонким длинным носом и маленьким ртом.

Техника личного письма отличается живописностью. Лик моделирован широкими слитны­ми поверхностями вохрения, положенными на оливковый санкирь, и красным цветом подру­мянки, оживляющим щеки, ноздри и губы. Кроме того, лик высветляют свободные густые белильные штрихи, положенные на лоб, вокруг глаз, на подбородок и шею. Такая мягкая живописная моделировка лика с деликатным использованием линии, выявляющей объем, напоминает приемы, встречающиеся в монументальной живопи­си первых десятилетий XIV века — например, в росписях церкви Св. Николая Орфаноса в Салониках и в кафоликоне монастыря Хиландар. Также следует отметить, что рельефный орнамент по левкасу на фоне и на нимбах часто встречается в иконах с ран­него XIII века на Синае, на Кипре и т. д.

Учитывая сказанное выше, икону св. Димитрия можно с уверенностью дати­ровать концом XIII — первыми двумя деся­тилетиями XIV века. Вместе с тем физиог­номический тип лика с благородным выра­жением и мягкой моделировкой, сам харак­тер образа очень близки фреске с изображе­нием св. Димитрия из монастыря Хиландар (1320—1321 гг.), поэтому икона св. Димит­рия могла быть написана тем же мастером, что и фрески кафоликона монастыря Хиландар.

Библиография