Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Пантократор (из деисусного чина)

Размер: 138 х 60 см

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель

Уточняющая датировка: 14 в. 1350-1360 гг.

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Икона Христа Пантократора сохранилась не полностью: не хвата­ет частей доски справа и слева. Недавно был найден недостающий фрагмент правой части иконы с частью вырезанного из той же доски правого поля. Икона с поясным изображением Христа Пантократора находилась в центре композиции Деисуса, все остальные иконы стояли по сторонам от нее. Спаситель в левой руке держит закрытое Евангелие в роскошном перепле­те, правой рукой благословляет. Он облачен в коричневый хитон с клавами и темно­синий гиматий. Из сопроводительных надписей на золотом фоне сохранилось только одна.

Иконография Христа Пантократора из ватопедского деисусного чина принадлежит к само­му распространенному в византийском и поствизантийском искусстве типу. При первоначальной ширине иконы образ Христа отличался особой величественностью. Несмотря на осыпи красочного слоя на волосах и в затененных частях лика, видно, что с помощью соотношения света и тени мастер стремился придать образу напряженность и подчеркнутую выразитель­ность.

Тип лика Спасителя с нахмуренным лбом, пристальным взглядом и графической трактовкой светов, положенных лучами вокруг глаз и сверкающими отблесками на лбу, встре­чается в целом ряде произведений искусства антиклассического направления 2-й половины XIV века, таких как фреска с образом Христа Пантократора из церкви Свв. Апостолов в Пече в Сербии, икона Христа Пантократора из Музея византийской культуры в Салониках, происхо­дящая из храма Святой Софии, и икона «Христос Жизнодавец» (1393/1394 г.), написанная мит­рополитом Иоанном, происходящая из монастыря Зрзе близ Прилепа (ныне хранится в Скопье). От икон Христа Пантократора из Святой Софии Салоникской и из монастыря Зрзе образ из монастыря Ватопед отличается большей деликатностью в моделировке рук с тонкими длинными пальцами и ограниченным применением жестких графических светов только в лике. Судя по этим особенностям, а также по близости типа лика и приемов письма к фреске с изображением Христа Пантократора из Печа, датируемой около 1350 года, икону из монасты­ря Ватопед можно отнести к середине или к 3-й четверти XIV века.

Происхождение

Среди икон позднепалеологовского периода особый интерес представляют шесть больших икон, составлявших вместе с пятью несохранившимися иконами Большой деисусный чин, находившийся на темплоне в иконостасе кафоликона монастыря Ватопед во 2-й половине XIV века. Из центральной части чина сохранились иконы Христа Пантократора и св. Иоанна Предтечи, от образа Богородицы дошли только два фрагмента доски с остатками живописи. Также сохранилась икона архангела Гавриила, которая вместе с утраченной иконой архангела Михаила фланкировала три центральных образа. В этот сокращенный вариант компо­зиции Большого Деисуса входили образы четырех евангелистов и двух первоверховных апостолов Петра и Павла. Однако из них сохранились только иконы св. Иоанна Богослова и св. Луки.

Фрагменты

Библиография