Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Снятие с Креста

Размер: 135 х 135

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица, апостолы, жены-мироносицы

Уточняющая датировка: 14 в. 1360-1370 гг.

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона «Снятие со Креста» является одним из наиболее значительных произведений 2-й половины XIV века, сохранившихся до наших дней. Не только внушительные размеры, но и исключительное качество живописи делают ее одним из самых ярких произведений палеологовского искус­ства этого периода.

Центральное место в композиции иконы занимает Крест, утвержденный на Лобном месте. С лестницы, приставленной к перекладине Креста, спускается св. Иосиф Аримафейский с выражением сдержанной скорби в лике. Он снимает мертвое тело Христа, ему помогает Богородица, стоящая на подножии. В правой части иконы склонившийся св. Иоанн лобзает левую руку Учителя, сопровождаемый одной из плачущих жен. С левой стороны к правой руке Христа припадает св. Мария Магдалина, окруженная другими женами, застывшими в мол­чаливой скорби. Коленопреклоненный св. Никодим с помо­щью клещей и молотка пытается выдернуть гвозди из ног Христа. Над горизонтальной перекладиной Креста в миниатюр­ном масштабе изображены два отлетающих ангела, разделяю­щих скорбь людей. На золотом фоне иконы имеются следующие надписи: («Снятие со Креста», «Иисус Христос», «Матерь Божия», «Святой Иоанн Богослов»),

Иконография Снятия со Креста известна уже в росписях Каппадокии. Однако наибольшее распространение она получи­ла в живописи XIII—XIV веков в таких композициях, в которых различными способами выражается человеческое сопережива­ние Страстям Еосподним. Из числа наиболее показательных примеров — композиция «Снятие со Креста» на фреске в Милешево (ок. 1228 г.), в росписях Протата (ок. 1290 г.) и церк­ви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.), а также иконы «Снятие со Креста» из Брюсселя14 (кон. XIII в.) и из Музея фонда им. архиепископа Макария III в Никосии на Кипре ".

Если сравнить ватопедскую икону «Снятие со Креста» с этими произведениями, то кажется, что художник непосред­ственно следует иконографическому варианту, представленно­му фреской в Протате. Общими в двух произведениях являются не только иконографические схемы в целом, но и поразительно спокойные позы, движения и жесты фигур.

С композиционной точки зрения мастер ватопедской иконы избрал строгую закрытую схему, в которой симметрично расставленные фигуры уравновешивают друг друга, позы и дви­жения согласованы и подчинены единому музыкальному ритму, объединяющему всю сцену и сосредоточенному в сплетении центральных фигур Христа, Иосифа и Богородицы.

В то же время сдержанность в выражении скорби здесь сопровождается ощущением само­достаточности и автономности действующих лиц, поскольку все они замкнуты в себе. Эти осо­бенности в первую очередь очевидны в центральной группе Христа, Богородицы и Иосифа, которая с художественной точки зрения является одним из самых зрелых творений классического палеологовского искусства. Самодостаточность этих образов создает впечатление, будто они внезапно застыли навечно. Так изображение исторического события Крестной Смерти и «Снятия со Креста» Спасителя превращается в вечный символ Крестной Жертвы.

В трактовке ликов художник стремится к индивидуальной характеристике образов и богат­ству психологической выразительности, запечатлевая сдержанную, но вместе с тем глубокую скорбь в ликах св. Иосифа, Богородицы и других. Более всего выра­зительность усиливается контрастом между глубоко посаженными затененными глазами и интенсивными светами на ликах.

В стиле иконы «Снятие со Креста» сохраняются основные черты классического направле­ния живописи XIV века. Именно для этой традиции характерны стройные пропорции высоких фигур, сдержанный драматизм, живописная моделировка ликов с энергичной светотенью и широкими белильными линиями светов. Они создают впечатление ярких отблесков и делают лики словно прозрачными, будто свет исходит изнутри плоти. Лик св. Иосифа с его несколько размытыми чертами и густыми светами, вспыхивающими на волосах и загорелой коже, кажется одним из лучших в живописи того времени и свидетель­ствует об исключительном мастерстве художника21. Мягкая живописная манера письма с тре­пещущим светом используется не только в личном, но и в доличном письме — например, в одеждах Иосифа и набедренной повязке Христа передана мягкость ткани. Одежды св. Иоанна Богослова, напротив, ложатся плотно прилегающими крупными плоско­стями, выявляющими пластику и объем тела.

Такие приемы живописной светотеневой моделировки, разработанные в произведениях первых десятилетий XIV века, впоследствии встречаются в целом ряде выдающихся столичных произведений — икон и фресок 2-й половины столетия, следующих классическому направле­нию. Из икон этого периода в качестве избранных примеров можно привести образ Христа Пантократора из монастыря Пантократор на Афоне (ок. 1363 г.), ныне хранящийся в Государственном Эрмитаже, двустороннюю икону «Богородица Катафиги со св. Иоанном Богословом» из Поганово, ныне находящуюся в Софии, с изображением видения пророков Иезекииля и Аввакума на обороте (1371 г.), а также икону «Распятие» из Монемвасии. Из произведений монументальной живописи можно указать фрески церкви Богородицы Перивлепты в Мистре (1360—1370-е гг.).

Таким образом, икона «Снятие со Креста» с точки зрения иконографии и композиционно­го решения непосредственно связана с изображением «Снятия со Креста» на фреске Протата. Уравновешенность и симметричность композиции, согласованность поз и движений, самодо­статочность и автономность фигур, тонкий линейный ритм, нежность красок и сдержанность в выражении скорби, отсутствие напряженности в ликах — все эти стилистические особенно­сти делают ватопедскую икону одним из шедевров палеологовского классического искусства и одним из лучших воплощений духовного движения исихазма в 3-й четверти XIV века. Родство с другими произведениями этого периода самого высокого художественного уровня из мастер­ских Константинополя или Салоник, такими как икона «Богородица Катафиги со св. Иоанном Богословом» из Софии (1371 г.), икона «Христос Пантократор» из монастыря Пантократора в Эрмитаже (1363 г.) и др., а также выдающееся художественное качество иконы указывают на ее происхождение из константинопольской или салоникской мастерской.

Фрагменты

Библиография