Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Пантократор

Размер: 83 х 54

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель

Уточняющая датировка: 14 в. Третья четверть

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Христос на иконе представлен в традиционном и широко распространенном типе Пантократора — по пояс, фронтально, с едва заметным поворотом корпуса влево. В левой руке Спаситель держит перед грудью украшенное драгоценными камнями Евангелие, а правой, спрятанной в складке гиматия, благословляет. Он облачен в вишневый хитон с клавами и голу­бой гиматий. Живопись, украшающая крещатый нимб, имитирует драгоценный металличе­ский крест с эмалями: на золотых ветвях креста по центру изображены красные камни ромбо­видной формы, каждый из которых окружен четырьмя жемчужинами. Небольшие нарисован­ные тени, словно падающие от ветвей креста, создают впечатление рельефа. Фон иконы золо­той, повышенные по отношению к среднику поля обведены широкой светло-красной опушью. По золотому фону сделана следующая надпись: («Иисус Христос Спаситель»).

Состояние сохранности иконы не очень хорошее. Красочный слой на фоне и на одеждах во многих местах осыпался, и только в лике сохранился очень хорошо.

Такая деталь иконографии Христа Пантократора, как благословляющая правая рука, высвобождаемая из складок гиматия, не была достаточно распространена в византийском искусстве. Из древнейших примеров можно назвать мозаичную икону Христа Пантократора из Берлина (1-я пол. XII в.)25, две другие ватопедские иконы Христа Пантократора 3-й четверти XIII и конца XIV века, икону Христа Пантократора из Греческого института в Венеции (2-я пол. XIV в.) и др.

Сопровождающее изображение Христа на ватопедской иконе именование «Спаситель», свя­занное с темой Крестной Жертвы, известно еще по коптской иконе VI века из Лувра. Оно полу­чает широкое распространение в палеологовскую эпоху как в монументальной живописи, так и в иконописи. В монументальной живописи средневековой Сербии оно встречается во фресках с изображением Христа Спасителя в Старо-Нагоричино (1316—1318 гг.) и в кафоликоне монастыря Хиландар (1320—1321 гг.). В иконописи это именование особенно часто встречается со 2-й поло­вины XIV века: на иконе Христа Пантократора из монастыря Хиландар (1260—1270-е гг.), на двух иконах Христа Спасителя из Византийского музея в Афинах (2-я пол. XIV в. и ок. 1400 г.)", на иконе «Христос Спаситель и Жизнодавец» из монастыря Преображения в Зрзе (1393/1394 г.), ныне в музее Скопье, на иконе из монастыря Пантократора (последняя четв. XIV в.) и др.

С точки зрения типологии образа данную икону Христа отличает широкая, крупная фигу­ра, узкий лик с длинным, раздвоенным на кончике носом, маленький рот, пышные волосы и мягкая борода. В технике личного письма используются мягкие живописные притенения с желтовато-охристым основным тоном и оливковыми тенями, незаметные красные мазочки на щеках и широкие белильные света, сияющие на лбу и окружающие сильно зате­ненные глазные впадины. Все эти приемы характерны для произведений 2-й половины XIV века. По типу лика и технике личного письма художественные особенности этой иконы наи­более близки образу Христа Пантократора из Большого деисусного чина монастыря Ватопед 3-й четверти XIV века. Незначительные раздичия между этими двумя иконами ска­зываются в нюансах техники личного письма: в иконе Христа из деисусного чина более замет­на линейная стилизация.

Неклассический характер выразительности этой иконы, интенсивность цвета, рельефная трактовка креста в нимбе — все это основные признаки произведений, созданных в македон­ских мастерских таких центров, как Верия и Кастория.

Данный тип лика и иконография Христа Пантократора воспроизведены в иконе XV века из скита Орово на оз. Преспа (ныне в Византийском музее в Афинах), что указывает на происхождение публикуемой иконы из касторийской мастерской 3-й четверти XIV столетия.

Происхождение

Две иконы с образами Христа Пантократора и Богородицы Одигитрии одинаковых раз­меров написаны одним художником. Они происходят из церкви скита Св. Димитрия, при­надлежащего монастырю Ватопед и, по всей видимости, были храмовыми иконами в ее ико­ностасе.

Фрагменты

Библиография