Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Одигитрия

Размер: 85 х 52

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богородица

Уточняющая датировка: 14 в. Третья четверть

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

В иконе из скита Св. Димитрия (Ил. 115)35 художник обращается к распространенному и особенно популярному иконографическому типу Одигитрии, в котором младенец Христос и Богородица изображаются почти фронтально. Образцом икон такого типа был палладиум Константинополя - икона Богородицы из монастыря Одигон.

Поясной образ Богородицы дан в легком повороте: Ее тело и голова обращены ко Христу, но взгляд направлен на молящегося. На левой руке Она держит Младенца, а правую поднима­ет перед грудью в жесте моления. Она облачена в темно-бордовый мафорий с золотой каймой и в голубой хитон. Фигура Младенца довольно крупная, Он сидит прямо, слегка повернувшись к Богородице, тогда как голова и взгляд обращены к молящемуся. Правой рукой Он благо­словляет, в левой держит свернутый свиток. Христос облачен в оранжевые хитон и гиматий, которые обильно расцвечены золотым ассистом.

Состояние сохранности иконы не очень хорошее, большая часть живописной поверхности и грунта утрачена. Несмотря на это, лики Христа и особенно Богородицы сохранились пре­красно, что позволяет в полной мере оценить художественные достоинства произведения. Из надписей, сопровождавших образы Христа и Богородицы, сохранились только фрагменты одной: М(НТН)Р.

Иконография следует традиционному изводу Одигитрии, который встречается, например, на двусторонней иконе последней четверти XII века из Кастории и получает самое широкое распространение в византийском и поствизантийском искусстве.

С точки зрения типологии образа и стиля икона близка произведениям середины и 3-й четверти XIV века. У Богородицы узкий лик овальной формы, тонкий нос, теплый охрис­тый тон карнации с незаметной подрумянкой и мягкими тональными градациями, с неболь­шими по площади оливковыми тенями, в том числе вокруг глаз, с отдельными широкими белильными штрихами вокруг нижних век. Среди наиболее близких аналогий — икона «Богородица Троеручица» из монастыря Хиландар, фреска с изображением Богородицы Параклесис из церкви Св. Андрея на Треске близ Скопье и др. По своим художественным и выразительным особенностям ватопедская икона Богородицы с ее печальным и глубоко чело­вечным обликом наиболее близка к иконе Троеручицы (сер. XIV в.) и, следовательно, может быть отнесена к произведениям македонских мастерских 3-й четверти XIV века.

Фрагменты

Библиография