Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Иоанн Златоуст

Размер: 55 х 45

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Святитель Иоанн Златоуст

Уточняющая датировка: 14 в. Третья четверть

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Св. Иоанн Златоуст представлен фронтально, по пояс, в правой руке у него крест, в левой — закрытая книга в переплете, украшенном драгоценными камнями и жемчугом. Он одет в архиерейские облачения: белая крещатая фелонь с темно-фиолетовыми крестами и белый омофор с черными крестами. На золотом фоне вокруг головы процарапан контур нимба, заходящий на выпуклое верхнее поле. По периметру иконы идет широкая темно-красная опушь. Золотой фон во многих местах осыпался. По сторонам фигуры едва различима надпись.

Иконографический тип св. Иоанна Златоуста с крестом в руке встречается, как было сказа­но выше, на другой такой же иконе из монастыря Ватопед, относящейся к последней четверти XIII века, и на иконе «Три святителя» 3-й четверти XIV века, однако не является обычным. Хотя св. Иоанн Златоуст не был мучеником, появление креста в его руке объясняется влиянием гимнографии и некоторых гомилий и указывает на его бескровные мучения, а также на ревностную борьбу за Правую веру.

Физиогномический тип святого с треугольным аскетическим ликом, со впалыми щеками, с высоким, покрытым морщинами лбом с залысиной, с короткими редкими волосами и корот­кой бородой становится традиционным со средневизантийского периода. Он встречается в особенно близком данной иконе варианте в произведениях XIV века, таких как мозаическая икона св. Иоанна Златоуста, происходящая из монастыря Ватопед (ныне в собрании Дамбартон-Оакс в Вашингтоне) и образ св. Иоанна Златоуста на иконе «Три святителя» из Византийского музея в Афинах и др.

В личном письме художник явно стремится к созданию психологически напряженного образа. Экспрессионистический характер его живописи придают оливковые тени, небольшие поверхности вохрения с широкими штрихами светов, обрисовывающими выпуклые части (например, овалы скул на щеках и морщины на лбу), резкое противопоставление света и тени, острый взгляд. Аналогичные технические приемы и выразительность того же типа можно видеть в произведениях середины и 3-й четверти XIV века, таких как отдельные образы святых в Лесново и особенно в церкви Св. Таксиарха у Митрополии в Кастории (1359/1360 г.).

Библиография