Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Григорий Богослов

Размер: 56 х 45

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Святитель Григорий Богослов

Уточняющая датировка: 14 в. Третья четверть

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

На иконе св. Григорий Богослов изображен погрудно, во фронтальной позе, в обеих руках держащим перед собой закрытое Евангелие, повернутое углом. На нем архиерей­ские облачения, крещатая фелонь и омофор. Контур нимба процарапан по золотому фону и заходит на верхнее поле. По периметру полей идет темно-красная опушь. Золотой фон на полях во многих местах осыпался. По сторонам от головы святителя читается надпись, которая была частично скрыта позднейшей надписью. Эта надпись относилась к позднейшему изоб­ражению св. Николая, написанному поверх древнейшего слоя живописи с образом св. Григория Богослова, и была удалена. От позднейшей записи осталась часть бороды.

Личное письмо в иконе св. Григория отличают глубокие зеленые тени, оливковый тон карнации, постепенно смягчающийся слоями вохрения, по которым положены белильные света или штрихи, акцентирующие и обрисовывающие отдельные нюансы строения лика (скулы и морщины на лбу). Эти приемы, как и сильная затененность лика с противопоставле нием тени и света, придают образу психологическую напряженность экспрессионистического характера. Подобные технические особенности встречаются в произведениях середины и 3-й четверти XIV века, например, в образах отдельных святых в Лесново (1346—1347 гг.) и в церкви Св. Таксиарха у Митрополии в Кастории (1359/1360 г.). По стилю иконе наиболее близки фрески Лесново, что особенно очевидно в схематичной трактовке ушной раковины, совер­шенно аналогичной в сербских фресках.

Стиль и техника письма иконы св. Григория Богослова такие же, как в иконе св. Иоанна Златоуста. Кроме того, иконы имеют одинаковые размеры и формы ковчега и полей. Несомненная художественная близость двух произведений и их одинаковое оформление поз­воляют заключить, что они являются произведениями одной мастерской, представлявшей антиклассическое направление в искусстве 3-й четверти XIV века.

Также следует отметить, что живопись икон св. Иоанна Златоуста и св. Григория Богослова своей интенсивной светотенью и острой выразительностью образов отличается от фресок Лесново, которые, несмотря на общность приемов в трактовке ликов, выглядят живописнее и мягче. Напротив, связь двух икон с росписями церкви Св. Таксиарха у Митрополии в Кастории (1359/1360 г.) представляется более близкой. Это позволяет нам с уверенностью относить иконы к антиклассическому направлению живописи 3-й четверти XIV века.

Фрагменты

Библиография