Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст

Размер: 42,5 х 32,5

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Святитель Василий Великий, святитель Иоанн Златоуст, святитель Григорий Богослов

Уточняющая датировка: 14 в. Вторая половина

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

На иконе «Три святителя» представлены слева направо: ев. Василий Великий, ев. Иоанн Златоуст и ев. Григорий Богослов. Они стоят фронтально и держат в руках богато украшенные Евангелия. На святителях архиерейские облачения с обычными фелонями. Св. Иоанн Златоуст в правой руке держит крест. На крестах омофоров святителей читаются монограммы: («Свет Христов просвещает всех»). На золотом фоне, местами осыпавшемся, сопроводительные надписи не сохранились.

В византийском искусстве групповое изображение трех святителей встречается редко, несмот­ря на то, что в XI веке было установлено празднование общего дня их памяти. Их образы в ико­нописи появляются значительно позднее — с XIV столетия, как свидетельствуют икона из Византийского музея в Афинах и публикуемая икона из монастыря Ватопед. Необычно также изображение св. Иоанна Златоуста с крестом. В отдельных изображениях святителя оно встреча­ется на иконе из Великой Лавры (кон. XIII в.) и из монастыря Ватопед. На групповом же образе трех святителей эта особенность встречается в клейме иконы с тремя святителями работы Николаоса Рицоса из Сараево (кон. XV в.), на иконе XVII века из монастыря Ставроникита и др.

Иконография поз и жестов вос­ходит к образцу наподобие ико­ны «Три святителя» 2-й половины XIV века из Византийского музея в Афинах. С художественной точки зрения легкие и стройные фигурки святителей, их лики с индивидуали­зированными чертами традицион­ной иконографии, личное письмо с ли-неарной, схематичной трактов­кой объема — все это близко прие­мам, характерным для 2-й половины XIV века44. Высокий уровень мас­терства, гармонич­ное соединение живописных и гра­фических элементов в личном пись­ме и общий характер выразительно­сти образов с их духовной стой­костью позволяют сближать икону с произведениями салоникских мас­терских 2-й половины XIV века, такими как икона «Три святителя» из Византийского музея в Афинах, происходящая из Салоник.

Фрагменты

Библиография