Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Одигитрия Ватопедская

Размер: 70 х 54

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богородица

Уточняющая датировка: 13 в. Последняя четверть

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Мастер иконы Богородицы Одигитрии следует одному из распространенных и ставших традиционными изводов иконографии Одигитрии, в котором фронтальность наруша­ется, и вводятся повороты фигур Христа и Богородицы друг к другу, подчеркивающие их неж­ные взаимоотношения.

Поясной образ Богородицы представлен в повороте к Христу, к Нему же слегка склонена и Ее голова, тогда как взор словно прозревает будущие страдания Сына. На левой руке Она дер­жит младенца Христа, а правой прикасается к Его левой голени. Богородица облачена в голу­бой хитон с застежкой на шее и в коричневый мафорий с золотой каймой.

Младенец сидит на руках у Богоматери прямо. В левой руке, опущенной вдоль тела, Он дер­жит свернутый свиток, правой благословляет. Он облачен в белый хитон, препоясанный по плечам и груди синими лентами, и в светло-коричневый гиматий, расцвеченный золотым леси­стом, покрывающий только нижнюю часть тела.

Фон иконы покрыт охрой, имитирующей золото, нимбы оранжевые. Образы Богородицы и Христа сопровождаются надписями: («Матерь Божия Ватопедская») и («Иисус Христос»). Именование связано с палладиумом обители, иконой Богоматери Виматариссы, — особо чтимой святыней монастыря, называемой также «Ватопедской» по месту ее почитания. Безусловно, несмотря на некоторые отличия от образ­ца, рассматриваемая икона представляет собой древнейший сохранившийся список иконы Богородицы Виматариссы.

Состояние сохранности иконы относительно хорошее, хотя местами имеются небольшие утраты грунта и живописной поверхности. Кроме того, следует отметить, что повышенные по отношению к среднику поля иконы опилены сверху и снизу, очевидно, при перемещении иконы из первоначальной алтарной преграды в новую.

Иконография Богородицы Ватопедской, помимо связи с иконой Богоматери Виматариссы, следует еще нескольким образцам 3-й четверти XIV века, таким как «Богородица Косиница» или «Экклисиарисса» на двусторонней иконе из монастыря Хиландар (ок. 1370-1380 гг.), «Богородица Одигитрия» на двусторонней иконе с о. Родос (сер. XIV в.), «Богородица Горгоэпикоос» на двусторонней иконе с о. Кос (ок. 1350—1360 гг.) и «Богородица Елеуса» с дву­надесятыми праздниками из Музея Бенаки (сер. XIV в.). Близость иконографии к этим ико-. нам сказывается не только в общих чертах композиции, но и в деталях, таких как хитон Богородицы с застежкой на груди54, жест Ее правой руки, прикасающейся к голени Младенца, и особенно движение левой руки Христа, протянутой вдоль тела и держащей свернутый свиток. Тот факт, что такая же иконография, как в иконе Богоматери Ватопедской, известна еще в трех других памятниках, и то, что этот тип встречается в столь удаленных друг от друга регионах, как Афон и Додеканесские острова, указывает на наличие более раннего общего образца в каком- то крупном художественном центре, вероятно, в Константинополе.

С точки зрения типологии образа многие черты восходят к произведениям 1-й половины XIV века, таким как икона «Богородица Елеуса» из монастыря Хиландар (широкий силуэт фигуры Богоматери и Ее относительно маленькая голова, а также тонкая и длинная фигурка Младенца с маленькой головкой, с гиматием, спадающим вокруг пояса и V-образными склад­ками хитона на груди). Эти черты выкристаллизовались в произведениях 2-й половины XIV века, таких как икона «Богоматерь Одигитрия» из монастыря Св. Павла, и утвердились в про­изведениях XV столетия.

Техника личного письма и типы ликов Христа и Богоматери с изящными, тонко очерчен­ными чертами, охристый тон карнации с подрумянкой на щеках, коричневые тени изысканных форм — все это встречается в произведениях македонских мастерских 2-й половины и особен­но последней четверти XIV века, таких как двусторонняя икона «Богородица Одигитрия» из монастыря Хиландар (3-я четв. XIV в.) и «Богородица Филаттуса» из монастыря Св. Павла (ок. 1383-1384 гг.).

Из всего сказанного следует, что икона монастыря Ватопед по иконографии, типологии и стилю связана с македонскими мастерскими и может быть отнесена к 3-й или, скорее, послед­ней четверти XIV века.

Библиография