Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Положение во гроб

Размер: 37,5 х 33

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица, Иоанн Богослов, праведный Иосиф, праведный Никодим, жены-мироносицы

Уточняющая датировка: 14 в. Последняя четверть

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

На иконе «Оплакивание Христа» изображено, как в мраморный саркофаг кладут умершего Спасителя, обнаженного, препоясанного набедренной повязкой. Богородица, стоя в саркофаге, обнимает Христа обеими руками и с глубокой скорбью приподнимает Его голову для последнего целования. Позади Нее, за саркофагом, стоит любимый ученик Христа св. Иоанн, склонившийся, чтобы поцеловать руку своего Учителя. У правого края иконы св. Иосиф Аримафейский (старец с нимбом) обеими руками держит ноги Спасителя. За ним стоит св. Никодим с лестницей в руках, напоминающей о Снятии со Креста. У левого края - пять жен-мироносиц, представленные единой сплоченной группой. Мария Магдалина возде­вает руки в знак невыразимой скорби, тогда как остальные четверо подносят покровенные руки к лицам, выражая свою печаль более сдержанно. В центре композиции возвышается гос­подствующий надо всем Крест — орудие Страстей Господних и спасения человеческого рода, символ жизни и триумфальной победы над смертью, являющийся главной темой пасхальных песнопений. На малой поперечной перекладине Креста имеется надпись: («Царь Славы»), а ниже по сторонам вертикальной перекладины сделана вторая надпись: («Оплакивание»). Фон заполняют две ровные, поставлен­ные близко друг к другу, высокие горки с лещадками. Вся композиция завершается выпуклым деревянным арочным обрамлением. Несомненно, икона была выпилена из эпистилия темплона с двунадесятыми праздниками, каждый из которых был обрамлен аналогичным арочным завершением.

Иконография, соответствующая указаниям «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, как в общих чертах, так и в деталях соответствует нормам палеологовской живописи. В особенности эта икона по иконографии близка изображению Оплакивания во фресках церквей Св. Николая Орфаноса в Салониках (ок. 1315—1320 гг.), Христа Спасителя в Верии (1315 г.), Св. Николая ту Кирици в Кастории (последняя четв. XIV в.), Св. Георгия ту Вуну также в Кастории (ок. 1385 г.) и др.

Физиогномические типы с худыми ликами и резкими треугольными тенями под глазами, личное письмо с мягкой светотенью и некоторыми графическими чертами, бестелесные легкие фигурки с глубокими, жестко прорисованными складками одежд, края которых обрисованы белыми линиями, пейзажные фоны с горками, у которых мягкие и плавные склоны, но геометризованные верхушки, — все эти элементы встречаются в произведениях 3-й и особенно последней четверти XIV века, созданных, прежде всего, в Кастории, а также в Охриде.

Следовательно, икону можно с уверенностью датировать последними десятилетиями XIV века и связывать с касторийскими мастерскими, работавшими в это время. Кроме того, как было сказано выше, икона происходит из эпистилия темплона последней четверти XIV столе­тия с изображениями двунадесятых праздников. Можно полагать, что из того же эпистилия происходит еще одна икона — «Распятие» из монастыря Пантократор и три другие — «Введение Богородицы во храм», «Вознесение» и «Успение» — с Афона (ныне находятся в Государственном Эрмитаже). Все эти иконы имеют те же внешние параметры и те же черты стиля, что и «Оплакивание» из Ватопеда. Все они, таким образом, выпилены из одной доски, бывшей эпистилием темплона с двунадесятыми праздниками.

Фрагменты

Библиография