Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Пантократор

Размер: 27,5 х 21

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель

Уточняющая датировка: 14 в. Конец

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

На этой иконе Христос представлен в традиционном иконографическом типе Пантократора. Поясное изображение Христа дано почти фронтально. Фигура слегка повернута влево, а голова вправо, как и взгляд. В левой руке Он держит наклоненное вправо закрытое Евангелие, а правой рукой, высвобожденной из складок гиматия, благословляет. Спаситель облачен в темно-бордовый хитон с клавами и синий гиматий. Вокруг Его головы золотой нимб с красными перекладинами креста, на которых размещены буквы надписи. Фон иконы зеленый, что нередко для палеологовской эпохи67, как и повы­шенные по отношению к среднику поля, обведенные по периметру красной опушью.

Состояние сохранности иконы не очень хорошее. Доска повреждена насекомыми, поля во многих местах отколоты, красочный слой выглядит более тусклым, чем изначально.

Иконографический тип Христа Пантократора с правой рукой, обернутой гиматием, являет­ся точным воспроизведением аналогичной иконы из Ватопеда (последняя четв. XIII в.) и восходит к образцу средневизантийского периода.

В типе лика и технике личного письма этой иконы много черт, позволяющих связывать ее с произведениями салоникских мастерских позднепалеологовского периода: лик Христа широ­кий, с объемно выделенными скулами, с небольшими участками высветлений, с резким и выразительным противопоставлением света и тени. В качестве ближайших аналогий можно привести иконы Христа Пантократора из Византийского музея в Афинах (2-я пол. XIV в.), из Великой Лавры (3-я четв. XIV в.), из монастыря Хиландар (ок. 1400 г.), из Византийского музея в Верии (нач. XV в.) и др.

Однако близкое стилистическое сходство с произведениями антиклассического направле­ния 2-й половины XIV века из салоникских мастерских, такими как икона Христа Пантократора из Византийского музея в Афинах, происходящая из Салоник, позволяет отнес­ти публикуемую икону к художественным произведениям этого города. Икона из Ватопеда отличается темным колоритом и ярким светом, который будто отражается от лика. Эти черты сближают ее с произведениями конца XIV века, такими как икона «Христос Пантократор» из монастыря Хиландар (ок. 1400 г.), поэтому икону из монастыря Ватопед следует причислить к произведениям антиклассического направления, созданных в салоникских мастерских, и дати­ровать концом XIV века.

Библиография