Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Влахернитисса

Размер: 151 х 50

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица

Уточняющая датировка: 14 в. Последняя четверть

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

На иконе Богородица представлена в рост в иконографии Влахернитиссы, стоящей фронтально на похожем на стол полукруглом подно­жии с красной подушкой. Ее руки воз­деты в жесте моления, а на груди в круглом медальоне изображен Хрис­тос Эммануил. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Бого­родица облачена в зеленовато-синий хитон с рукавами и коричневый мафорий, Младенец — в желто-охристый хитон и оранжевый гиматий с золотым ассистом. По сторонам от головы Бо­городицы имеется сокращение и не столь частая на иконах надпись: («Пре­святая»). В отдельной нарисованной раме в верхней части иконы, на белом фоне, в две строки сделана еще одна надпись большими буквами, называющая Богородицу вместилищем и мысленным сосудом мира, а затем хранительницей священной утвари монастыря. Текст написан ямбичес­ким триметром: («Тебе, О Дева, послу­жившей чистым сосудом и вместили­щем мысленного мира, мы ныне вве­рили единоличное хранение и этих вот священных сосудов как хранительни­це»). Появление такой надписи объ­ясняется тем, что икона служила двер­цей шкафа для литургической утвари в алтаре кафоликона монастыря, в кото­ром хранились принадлежавшие монастырю святые мощи. На обороте иконы изображен Процветший Крест с нижней косой перекладиной подно­жия. Из основания креста вырастают вьющиеся побеги, завер­шающиеся цветами. На фоне апотропеическую надпись: («Иисус Христос побеждает») обрам­ляют другие сокращенные надписи — первые буквы различных церковных изречений с символическим и охрани­тельным смыслом70. Нижняя часть украшена четырехугольником, состав­ленным из четырех треугольников, заполненных вьющимися побегами.

Состояние сохранности иконы относительно хорошее, хотя посереди­не имеется вертикальная трещина во всю высоту, проходящая через лики Богородицы и Христа. Также имеются утраты красочного слоя на лике, хито­не и мафории Богородицы и на ним­бах. Низ иконы немного опилен.

Иконография Богородицы Влахернитиссы, которая встречается в монументальной живописи и иконо­писи в варианте поясного изображе­ния71, воспроизводит чудотворный об­раз, находившийся в главном храме Влахернского монастыря в Констан­тинополе. Этот особый тип представ­ляет собой иллюстрацию к пророче­ству Исаии о безмужнем Рождестве Христа и Его Боговоплощении. Жест рук Богородицы в соединении с обра­зом Христа в медальоне перед Ее гру­дью означает не только моление, но и Воплощение, совершившееся в мо­мент Благовещения, что ясно из про­изведений конца XII века с изображе­нием Младенца на груди Богороди­цы. Также высказывалось мнение, что иконография Богородицы Влахернитиссы является образом Богоматери как Чаши Спасения (Пс. 115:4) — уподобление, как кажется, имевшее большое значение для византийской гимнографии. Поза Богородицы и положение Ее рук напоминают евхаристический потир с приносимым в жертву Христом Логосом. Кроме того, имеет значение и выбранное для этой иконы именование («Пресвятая»), которое часто сопровождает Ее образ на панагиарах — сосудах, в соответствии с литургической символикой предназначенных для евхаристического хлеба, поскольку изобра­женная на них Богородица «вмещает» в себя Христа, Который будет принесен в жертву. В целом можно сказать, что символический смысл иконографического типа Влахернитиссы, выбор именования «Пресвятая» и содержание надписи в верхней части иконы составляют еди­ный замысел, связанный с литургическим использованием иконы как дверцы, за которой хра­нилась литургическая утварь, и свидетельствуют о глубоких богословских познаниях автора этого замысла.

Важнейшие типологические особенности иконы — удлиненные пропорции широкой фигу­ры Богородицы с узкими плечами и слишком маленькой головой. Ее лик, довольно широкий, овальной формы, сохранил первоначальную живопись не полностью, во многих местах имеются осыпи. Однако видны слои вохрения теплого оттенка, составляющие основу личного письма, красные пятна подрумянки и небольшие оливковые тени, играющие роль широких контуров.

С художественной точки зрения благородные черты лика Богородицы, его спокойное выра­жение и тонкость живописного мастерства находят параллели среди произведений поздне- палеологовского периода, таких как две иконы Богородицы на престоле из монастыря Св. Екатерины на Синае и Богородицы Одигитрии из монастыря Влатад.

Узкий, с высоким лбом лик младенца Христа хорошо сохранился. Его объем выявлен живописной моделировкой. Преобладает охра теплого оттенка, на щеках — красные пятна подрумянки. На лбу, вокруг глаз и на шее положены штрихи белильных светов. Они похожи на отсвечивающие отблески, что создает впечатление мгновенной вспышки. Тип лика Младенца и живописная техника личного письма очень близки изображению Христа на дву­сторонней иконе из монастыря Пантократор на Афоне, на лицевой стороне которой представ­лен св. Иоанн Предтеча, а на обороте — св. Иоанн Предтеча и Богородица с Младенцем (1360-1380-е гг.). Таким образом, стилистическая близость ватопедской иконы к произведе­ниям позднепалеологовского периода, а также необычно вытянутые пропорции фигуры Богородицы позволяют отнести этот памятник к последней четверти XIV века.

Фрагменты

Библиография