Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Элеовритисса

Размер: 28 х 22

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица

Уточняющая датировка: 14 в. Последняя четверть

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Икона, известная под названием «Богородица Элеовритисса», представляет собой поясное изображение Богоматери в легком повороте влево с Младенцем на руках. Христос сидит прямо, Его взгляд обращен к молящемуся. В левой руке Он держит свернутый свиток, правой благословляет. Богородица облачена в коричневый мафорий, а Младенец - в оранжевый гиматий с золотым ассистом, в основном, осыпавшимся. На иконе серебряный оклад, закрывающий фон, нимбы и поля. Это целостное произведение более раннего времени, относящееся к XIII—XIV векам, но использованное для этой иконы вторично.

С иконографической точки зрения позы и жесты Богородицы и Христа относятся к тради­ционному изводу Одигитрии, держащей Младенца на левой руке. По типологии образа к этой иконе ближе всего икона Богородицы Одигитрии из монастыря Влатад в Салониках (2-я пол. XIVв.), две иконы Богородицы Одигитрии из монастыря Св. Екатерины на Синае (XIV и XV вв.) и икона Богородицы из Государственной Третьяковской галереи в Москве (кон. XIV- нач. XV в.).

Типы ликов Богородицы и Младенца, а также техника личного письма со слабо выражен­ными контрастами света и тени и с деликатной трактовкой светов находят аналогии среди про­изведений 2-й половины XIV века, таких как названные выше иконы Богородицы Одигитрии из монастыря Влатад и Третьяковской галереи.

Таким образом, икона «Богородица Элеовритисса» по иконографии и стилю может быть отнесена ко 2-й половине XIV века, точнее — к последней четверти столетия.

Фрагменты

Библиография