Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Одигитрия

Размер: 115 х 90

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица

Уточняющая датировка: 14 в. Последняя четверть

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Иконы «Богородица Одигитрия» и «Гостеприимство Авраама», поставленные в два киота в Благовещенском соборе — главном храме монастыря Ватопед, являются особо ценными памят­никами последней четверти XIV века. Согласно преданию, они происходят из церкви Св. Софии в Салониках, откуда были перенесены в монастырь, после того как этот прекрасный храм превратили в мечеть (1523—1524 гг.).

Иконы имеют одинаковые размеры и, очевидно, находились в местном ряду в одной алтар­ной преграде. Их поля, нимбы и фоны покрыты позолоченными серебряными окладами с вставленными в них рельефными изображениями апостолов, святителей и других святых, древ­нейшие из которых относятся к концу XIV века.

Богородица Одигитрия изображена по пояс, Ее фигура и голова слег­ка повернуты к младенцу Христу, тогда как взгляд обращен к молящемуся. Младенец сидит чуть выше, чем обычно, и с нежностью взирает на Богородицу. Он держит свернутый свиток и благословляет правой рукой. Одежды Христа теплого оранжевого оттенка образуют множество мелких складок, искусно расцвеченных золотым ассистом. Богородицу и Младенца сопровож­дают архангелы Михаил и Гавриил, представленные в малом масштабе по сторонам в верхней части иконы.

Икона Богородицы Одигитрии по своей иконографии следует образцам раннепа- леологовского периода, таким как икона «Богородица Одигитрия» последней четверти XIII века из монастыря Ватопед, фресковый образ Богородицы Одигитрии в храме Свв. Иоакима и Анны в Студенице (ок. 1315 г.) в Сербии и особенно образ Богородицы Одигитрии на двусторонней иконе № 169 из Византийского музея в Афинах86, которая происходит из церкви Св. Николая Орфаноса из Салоник. Также икона монастыря Ватопед близ­ка образу Богородицы Перивлепты из Троице-Сергиевой Лавры, который относится к концу XIV века и происходит, скорее всего, из Константинополя.

Мягкость и лиричность образов, выраженная в позах, движениях, прекрасно прорисован­ных тонких чертах, плавная светотеневая моделировка ликов, нежное и печальное выражение лика Богородицы, как и безупречное техническое совершенство исполнения иконы в целом, — все это ставит ее в ряд подобных произведений 2-й половины и последней четверти XIV века. Судя по этим признакам, а также исходя из того, что изначальный позоло­ченный серебряный оклад также относится к концу XIV века, икону Богородицы Одигитрии можно датировать последней четвертью XIV столетия.

Фрагменты

Библиография